
Опубликовано
13.04.2016, 11:53Национальный банк Казахстана в январе 2016 года объявил о возвращении на денежный рынок и установил базовую ставку на уровне 17%. Это было сделано для того, чтобы предотвратить давление на национальную валюту – тенге, который кстати потерял половину стоимости в 2015 году. В марте Нацбанк Казахстана не изменил размер учетной ставки, оставив ее на прежнем уровне с коридором плюс/минус 2%.
Халык-Банк, второй по величине банк Казахстана, рассчитывает на снижение базовой процентной ставки, надеясь, что таким образом будет возобновлено застопорившееся кредитование. Об этом в интервью «Рейтер» рассказала глава Халык-Банка Умут Шаяхметова.
По ее словам, стоимость тенге на сегодняшний день выросла на 15% по сравнению с нижним значением января. Это связано с тем, что тенге движется вместе с ценами на нефть – основой казахстанского экспорта. В тоже время, высокие ставки на рынке, предлагаемые Национальным банком, препятствуют кредитованию, несмотря на достаточно высокую ликвидность тенге на рынке, сказала Шаяхметова.
«Объемы кредитования падают во всех сегментах... Идет двустороннее движение: банки не кредитуют и клиенты не просят деньги, потому что деньги, конечно, дорогие. Мы видим, что клиенты ужимаются по расходам, по инвестициям», - сказала она.
Следующее заседание Национального банка РК состоится 5 мая и Шаяхметова надеется, что на нем будет принято решение о снижении базовой процентной ставки, если цены на нефть и российский рубль, по крайней мере, останутся на текущих уровнях.
«Наверное, минимум один, а то и два процента, я надеюсь Нацбанк будет снижать (ставку)», - сказала глава Халыка.
Когда кредитование начало замедляться, у Халык-Банка изменился подход к клиентам и вместо того, чтобы выдавать кредиты, банк стал делать упор на их возвращение. Однако Шаяхметова не ожидает в этом году значительного роста неработающих кредитов.
По ее словам, Халык не кредитовал сектор строительства недвижимости с 2009 года, когда местный рынок упал, а часть банков перестала выдавать ипотеку.
«У меня прогноз немного стал оптимистичнее, касательно Халык-Банка. Пока, наверное, мы свои цифры не меняем по своей чистой прибыли», - сказала глава банка.
В 2016 году банк ожидает снижения чистой прибыли со 120 млрд тенге по итогам прошлого года, до 60-80 млрд тенге, что составляет примерно 180-240 млн долларов.
Халык-банк является наиболее прибыльным из более чем 30 банков Казахстана. Крупнейший акционер банка – компания, принадлежащая средней дочери президента страны Нурсултана Назарбаева Динаре и ее мужу-бизнесмену Тимуру Кулибаеву.
По мнению Шаяхметовой, сельское хозяйство может стать источником роста несмотря на текущие финансовые проблемы, пока не пришел в себя доминирующий нефтегазовый сектор, страдающий от резкого падения цен на энергоносители.
«Сельское хозяйство – сложный сектор, перегруженный долгами», - сказала она, добавив, что именно в этом секторе заложен большой потенциал роста.
Несмотря на то, что Казахстан является 9-м в мире по экспорту зерна и занимает площадь, равную всей Западной Европе, крупные местные компании терпят убытки. Сельскохозяйственный холдинг КазЭкспортАстык и компания Иволга допустили дефолт по облигациям, несколько кредиторов подали иски.
Сельское хозяйство ежегодно страдает от климатических условий и практики использования коротких кредитов для финансирования капитальных затрат, говорит Умут Шаяхметова. При этом она выступает против планов правительства продать сельхозугодия иностранным инвесторам. В Казахстане большинство фермеров не владеют землей, которую возделывают. Аграрии имеют долгосрочные договоры аренды с государством.
«Закон о продаже земель, я его лично не поддерживаю и считаю, что это угроза, в том числе, национальной безопасности. Земли продавать нельзя, тем более сельскохозяйственные угодья. Проблемы нужно пытаться решать внутренними силами, помогать и, может быть, реабилитировать, может быть, банкротить, находить новых собственников. Конечно, пострадают и банкиры... но видимо, через это нужно пройти», - сказала она.
Сектор сельского хозяйства, по мнению Шаяхметовой, может извлечь выгоду из диверсификации в животноводстве, которое отстает от зернового хозяйства, а также нишевых сегментах, таких как органические продукты питания.
Открытие Ирана, с которым Казахстан имеет морское сообщение по Каспию, также является положительным фактором.
«Казахстан - не потерянная страна, у нас еще много возможностей и ресурсов (кроме нефти)...», - сказала она.



