akchabar logo with typographysearch
    Main photo

    Опубликовано

    03.04.2019, 07:23

    Тепличный бизнес в Кыргызстане как гарантия банкротства

    В 2015 году бывший премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев заявил с высокой трибуны, что страна должна развивать тепличные хозяйства. Главам айыл окмоту дали поручение развивать работу в этом направлении.

    За год в сумме построены сотни гектаров теплиц. Бум строительства пришелся с 2015-го. Спрос на клеенку для покрытия теплиц в 2015-2016 годах вырос в 10 раз сравнительно с 2018-м.

    «В 2015 году мы не успевали завозить товар, порой он продавался еще в пути. Тогда мы еще не знали, какого качества и сколько микрон должна быть оптимальная клеенка», — говорит Урмат Кадиев, специализирующийся на оптовой продаже клеенок и тепличных комплектующих.

    По его словам, многие тогда побежали покупать корейского образца теплицы и их комплектующие, а это очень дорогое удовольствие.

    «Дешевле сделать самому, но опять-таки для этого нужны знания и опыт, чего не было у наших фермеров. Мы старались завозить то, что будет актуально среднему классу. Те, кто строит сам, как показало время, не прогадали. Тонны клеенки и шланги для оросительного полива были самым ходовым товаром на тот тепличный бум.

    Сейчас ситуация ровно противоположная. Все, кто обжегся, уже или продали свои теплицы, или забросили. Продажи комплектующих упали чуть ли не в 10 раз. Остались только единицы, которые приноровились, и из года в год стараются довести до ума свои хозяйства», — сетует Урмат.

    По задумке чиновников, тепличный бизнес должен был быстро самоокупиться и через пару лет выйти на уровень соседей. Это смешно.

    «Когда считаешь на калькуляторе, это очень рентабельный бизнес. Но это невозможно, пока в стране нет границ, а чиновники сами в доле от завозимых фруктов и овощей. Только у нас в республике местный производимый товар зависит от цены импортируемого товара, потому что никогда наш товар не продается массово дороже, чем завезенный, даже если качество импортного вызывает сомнения. Наш народ в большинстве своем не смотрит на экологичность продукта, самое главное — цена.

    Так уж сложилось, что «ташкентский помидор» всегда дороже в сезон, нежели местный. А почему? Вы думаете, он экологически чище? Нет. Но в подсознании у людей Узбекистан делает лучше. Соответственно, и перекупщики дают цену местным тепличникам ниже, чем завозимым. А так как это скоропортящаяся продукция, то тепличным хозяйствам ничего не остается, как соглашаться с перекупщиками, ибо своей сети реализации нет», — рассказывает Эльзар, глава тепличного хозяйства. 

    Реализация как слабое звено тепличного менеджмента

    Вопрос реализации — теплица и конечный покупатель — отдельная проблема. И это тоже из-за границ.

    В идеале для местного тепличного бизнеса не нужны субсидии государства, льготы за электричество и уменьшение налогов, ибо все вышеперечисленное не так губительно.

    Самая основная проблема местных тепличных хозяйств (а их, по данным Минсельхоза, 1 тысяча 300 — 180 га) — это контрабанда. 90% огурцов и помидоров практически девять месяцев в году завозится извне. Наша страна не в состоянии самостоятельно себя обеспечить из-за того, что не может конкурировать с дешевым товаром, который не платит таможенные пошлины и налоги.

    Информационный портал Государственной таможенной службы извещает о том, что с января 2017 года по январь 2018-го в Кыргызстан из стран ближнего зарубежья и СНГ завезено 122 тонны томатов. Получается, что за весь год в республику заехало всего шесть фур по 20-22 тонны. Ровно столько отчислений (за шесть фур) государство получило с завезенных томатов за весь год.

    В графе денег, отчисленных в государственный бюджет, в сумме числится 4 тысячи 100 сомов.
    Если посчитать, сколько государство теряет только с томатов в процентном соотношении, то это где-то 99.99% завозимого томата идет мимо казны, а помимо этого, ведь есть десятки импортных овощей, которые тоже завозят «в серую».

    Сегодня местные посредники с оптовых рынков диктуют свои цены и условия работы, так как они легко могут завезти контрабандный товар сами или же купить дешевле уже завезенный контрабандный товар. Это вынуждает местные тепличные хозяйства подстраиваться под посредников, иначе товар попросту пропадет.

    Кыргызская валюта в настоящее время сильнее узбекской, что априори в сезон просто «убивает» местных фермеров. Из-за того, что себестоимость их продукции в четыре раза дешевле нашей, в связи с тем, что рабочий труд, отопление, удобрение отечественное. Нет зависимости от импорта, начиная от удобрений и заканчивая комплектующими. Из-за этого их продукция в разы дешевле. А так как узбекский сум слабее нынешнего сома, в пересчете на сумы самая дешевая оптовая цена в КР вполне рентабельна для узбекских тепличных хозяйств. 

    «Узбекистан — это только полбеды, так как основная проблема в последние два года идет со стороны Таджикистана. Именно оттуда просачивается вся дешевая и сомнительная продукция. Они 100% завозят контрабандой. Товар, который надо продать за день, ибо на следующий день он тает, как мороженое. Поэтому на следующий день они скидывают его за половину цены. Что это за бизнес такой? Мало того, что их начальная цена дешевле отечественной и узбекистанской, так на следующий день они скидывают ее вовсе», — сетует Акбар Иманалиев, агроном теплицы в Джалал-Абаде.

    По его словам, они тоже вначале удивлялись этому, а потом поняли: вся фишка в том, что таджики пичкают сильными пестицидами для скорейшего наливания огурцов, а потом добавляют всяких минералов, и огурцы быстро набирают нужный размер, который дальше нужно быстро реализовать, так как через пару дней он не завянет, как обычные огурцы, а расплавится, как мороженое.

    «Но к тому моменту они успевают им полностью заполонить наш рынок, а на следующий день и вовсе «убить» торговлю. Как с ними бороться, когда у нас такой беспредел? Куда смотрит таможня?» — возмущается Акбар.

    Соответственно, все идет к тому, что, когда не останется местных теплиц, цены на завозимые помидоры и огурцы будут диктовать соседи, а точнее, большие контрабандисты со своей уже существующей сетью реализации.

    В среднем одна 20-футовая фура завозит от 20-22 тонн помидоров. В среднем в день в республику заезжают четыре-пять фур. Средняя цена помидора — $2, значит, фура примерно стоит $40 тысяч. Если товар не растаможен «в белую», то $2-4 тысячи не идут в казну страны и ее себестоимость остается прежней — $40-41 тысяча вместо $45 тысяч. Это выгодно тепличным хозяйствам из соседних государств, так как оттуда к нам приходит товар III сорта, он дешевый и пользуется спросом. И это выгодно контрабандистам, так как в Кыргызстане нет реальной конкуренции, ибо местный товар не может стоить так дешево в зимний и осенний сезоны, соответственно, они легко реализуют свой завезенный товар, а местный производитель вынужден по такой же цене отдавать свою продукцию и оставаться ни с чем, а на следующий сезон просто закрыться. Конкуренция на отечественном рынке идет между Китаем и соседними странами. Отечественная продукция — ни что…

    Чтобы не платить таможенную пошлину, узбекский товар оформляют в казахский, и он беспрепятственно заезжает на местные рынки, минуя все государственные налоги и пошлины. Таможенные службы закрывают глаза на этот факт за отдельное «спасибо».

    Ситуация, когда государство не контролирует ввоз стратегически важных товаров из соседних стран и в то же время вкладывает государственные деньги на поднятие сельского хозяйства, выглядит нелепо.

    «Мы прекрасно понимаем, что товар едет из Узбекистана. И хотя документы в порядке, что он из Казахстана, мы не можем ничего сделать, ибо, когда мы ставим машину на арест, нас пугают, что товар испортится и платить будем мы. Затем звонит начальство, и мы вынуждены отпускать такие машины. Порой бывает, откроешь фуру из Китая, а оттуда какими-то препаратами воняет, прям в нос бьет. Своей лаборатории нет, и даже если направляешь в санэпиднадзор, то через пару часов приносят справку, что все в порядке. А как может быть там все в порядке, когда такая вонь от препаратов, а не от огурцов и помидоров?» — поделился на условиях анонимности сотрудник Погранслужбы Темирлан К.

    Заграничный опыт как пример для подражания

    Успех тепличного бизнеса в соседних государствах связан с государственной поддержкой и всесторонней защитой местных фермеров. К примеру, Узбекистан делает льготы по железнодорожной логистике в страны СНГ для предпринимателей. Защищает внутренний рынок от импорта, особенно китайского. Плюс ко всему узбекистанские теплицы отапливаются газом, который стоит недорого, и в республике дешевый рабочий труд.

    Казахстан строго следит за санитарными нормами ввозимых овощей и не впускает на рынок товар без лабораторных сертификатов или же просто не впускает, регулируя внутренние цены.

    В связи с вступлением в Таможенный союз все соседние страны очень внимательно отнеслись к импорту, но не Кыргызстан. Государство призывает бизнес вкладываться в тепличные хозяйства и фермерство, но нисколько не следит за ввозимым товаром. До сих пор в республике нет лабораторий, которые еще на границе могут отследить качество ввозимого товара.

    «Все дело в деньгах. Если ты завозишь помидоры из Китая или Узбекистана, то ты просто платишь таможенникам их «таксу», и твой товар благополучно проезжает границу. Все соответствующие бумаги они же тебе и помогут сделать», — говорит Нурлан, торговец рынка «Сары Озон».

    КР теряет сотни миллионов сомов с одних только помидоров и огурцов. И миллиарды сомов за счет банкротства местных тепличных хозяйств, которые в будущем могли хоть как-то бороться с иностранным импортом непонятного качества. Буквально 10 лет назад таким же способом в страну завозили дешевые удобрения и препараты, что привело к появлению колорадского жука, которого никогда в истории государства не было.

    Фермеры Кыргызстана и не подозревают, что при такой ситуации с таможней и уровнем контрабанды фермерство — очень дорогое удовольствие.

    Что уж говорить о том, что состояние здоровья граждан в опасности, ибо никто не контролирует ни количество завозимого импорта, ни его качество.

    Эксперт Азамат Качиев.


    Читать похожее

    • Как зарегистрировать компании в ОАЭ?
      Регистрация компании в ОАЭ является популярным выбором для предпринимателей и инвесторов благодаря благоприятным условиям для бизнеса, включая низкие или нулевые корпоративные налоги и либеральную бизнес-среду. В статье рассмотрены ключевые аспекты процесса регистрации компании в ОАЭ.
      08.08.2024, 22:16:56
    • Monetarix отзывы: инвестиционный клуб
      Monetarix (Монетарикс) — это приватный инвестиционный клуб, предназначенный для тех, кто стремится получить максимум от своих инвестиций, опираясь на экспертные знания. Главная идея заключается в том, что совместное вложение средств и обмен знаниями могут привести к лучшим финансовым результатам. Согласно отзывам о Monetarix, здесь успешно применяют как традиционные, так и весьма инновационные подходы к инвестированию. Ну а участники часто получают эксклюзивные условия и доступ к инсайдерской информации. Так что перед нами не просто перспективная платформа для инвестиций, но и целое сообщество единомышленников.
      24.07.2024, 04:30:57
    • Горе луковое. Предприниматели не знают, куда деть лук
      Сельское хозяйство – поприще, в котором важен не только тяжелый физический труд, но и правильные расчеты. Однако не всегда получается угадать, ведь природа вносит свои коррективы. Вот и отечественным фермерам, сделавшим ставку на лук, пришлось в этом году столкнуться с проблемами сбыта своего продукта. Около 15 фур на объездной со свежим качественным луком ждут не дождутся своих покупателей, однако из-за богатого урожая не только в республике, но и у соседей цены на предлагаемый товар не оправдывают вложенные в него деньги и силы.
      04.06.2024, 08:38:20
    • Владелец кафе просит проверить службу доставки на соблюдение законов
      Популярную в Кыргызстане службу доставки Glovo заподозрили в нарушении Закона «О конкуренции». С соответствующей жалобой в Госантимонополию обратился один из предпринимателей. Он назвал условия сотрудничества с компанией кабальными и попросил принять меры. Об этом пишет издание Economist.kg. Приводим материал в сокращении.
      30.05.2024, 03:23:13