Всемирный банк: Экспорт фруктов из ЦА ускорит темпы роста экономики

27 июля 2020, 14:45

Существуют огромные возможности для наращивания экспорта фруктов из Центральной Азии (ЦА), что позволит ускорить темпы экономического роста. Об этом сообщил Всемирный банк.

Как отмечает банк, в ЦА произрастает около 300 видов дикорастущих фруктов и орехов.

«Парадоксально, но в настоящее время Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан реализуют свой потенциал экспорта вишни, абрикосов и сливы – свежих фруктов, по которым они имеют конкурентное преимущество – не более чем на треть», — отмечается в сообщении.

Экспорт фруктов из Центральной Азии также позволит создать новые рабочие места и обеспечить условия для получения дохода в сельских районах.

Экспорт в Китай: обширный рынок, множество препятствий

Выход на китайские рынки сулит экспортерам фруктов из ЦА возможность нарастить свой потенциал. С повышением уровня доходов и образования жителей этой страны их пищевые предпочтения меняются в сторону роста потребления белковой пищи, фруктов и овощей. Благодаря этой тенденции импорт на фрукты растет и к 2030 году составит $2.7 млрд, что открывает широчайшие возможности для сельхозпрозводителей из ЦА.

Страны ЦА вполне могут стать более конкурентоспособными, удовлетворяя этот растущий спрос на импортные фрукты, однако пробиться на китайский рынок свежих фруктов непросто.

В Китае действуют довольно жесткие стандарты безопасности продуктов питания. Объем и качество импортируемой продукции должны быть стабильными, а для этого требуются современные системы обеспечения качества и логистики, которых страны ЦА пока не имеют.

Для рынков фруктов в Китае характерна высокая степень фрагментации и конкуренции, и потому импортерам необходимо поддерживать тесные отношения с китайскими партнерами в стране. Кроме того, китайским потребителям нравится привлекательная упаковка и продукция узнаваемых торговых марок.

«Большинство производителей из Центральной Азии относятся к категории мелкотоварных и имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам и информации, из-за чего производятся ограниченные объемы продукции неровного качества. Такие производители прекрасно приспособлены к участию во внутренней торговле, однако они не располагают потенциалом, который необходим для соблюдения бюрократических и процедурных требований мировых рынков», — говорится в сообщении.

На государственном уровне качество и потенциал систем обеспечения безопасности продуктов питания, таможенного контроля и проверяющих органов в регионе не отвечают требованиям, которые действуют на рынках Китая; из-за этого экспортёры из ЦА проигрывают основным поставщикам продукции в Китай, таким как Чили или Соединенные Штаты. Более того, экспортеры из Центральной Азии зачастую просто не знают о возможностях, которые предлагают рынки Китая, и о требованиях, которые необходимо выполнить, чтобы выйти на эти рынки.

В результате в совокупном объеме экспорта плодово-ягодной продукции из ЦА на Китай приходится очень небольшая доля (хотя она растет). Даже если экспортеры из ЦА пробиваются на китайские рынки, они получают гораздо меньшую премию к цене в сравнении со своими конкурентами.

Схожие препятствия на традиционном пути

Сообщается, что более 85% экспортных объемов вишни, винограда, абрикосов и слив из Центральной Азии отправляется в Россию и другие бывшие республики Советского Союза. Но даже на этих традиционных рынках экспортеры из Центральной Азии не могут воспользоваться существующими возможностями и теряют до 30% в цене.

Как отмечает Всемирный банк, это происходит, потому что фруктами из ЦА главным образом торгуют на открытых рынках. При этом в России быстрыми темпами растет торговля фруктами через современные сетевые продуктовые магазины, что часто происходит за счет традиционных розничных рынков. Продукция поставщиков фруктов из Центральной Азии в российских супермаркетах, так как качество, ассортимент и упаковка такой продукции, а также ее объемы часто не отвечают требованиям российских розничных сетей.

К другим факторам, которые не позволяют сельхозпроизводителям из ЦА реализовывать свою продукцию на традиционных рынках сбыта по более высокой цене, относятся высокая степень фрагментации производства, неформальный характер и непрозрачность производственно-сбытовых цепочек в регионе, а также незнание и несоблюдение производителями и экспортерами требований розничных сетей.

Для того чтобы оказаться конкурентоспособными на китайском и других формирующихся глобальных рынках свежих фруктов, где все более важную роль играют крупные современные розничные сети, экспортеры из Средней Азии должны быть в состоянии своевременно поставлять большие объемы продукции стабильно высокого качества.

Правительства должны сыграть определенную роль в создании благоприятных условий для наращивания производства и экспортного потенциала плодово-ягодной продукции в странах Центральной Азии. Для этого потребуется устранить наиболее серьезные препятствия, которые присутствуют в этом секторе.

Во-первых, правительства могут обеспечить нормативную среду, способствующую кооперации между мелкотоварными производителями в Центральной Азии. Благодаря этому сельхозпроизводители смогут стабильно поставлять крупные объемы продукции, востребованные импортерами.

Во-вторых, правительствам необходимо сосредоточиться на привлечении частных инвестиций в создание холодильных цепей для хранения продукции и на увеличении мощности по ее переработке, а также на предоставлении общественных благ, таких как системы обеспечения безопасности продуктов питания и контроля качества, научно-исследовательскую деятельность и содействие экспорту.

Наконец, благодаря быстрому развитию электронной торговли в мире экспортеры из ЦА получают возможность выйти на новые рынки. Поэтому правительствам следует предпринимать более активные действия, направленные на поддержку цифрового развития в сельском хозяйстве.