Как в Кыргызстане умирают СЭЗ

18.03.2020, 14:38 Акчабар
Как в Кыргызстане умирают СЭЗ

Иностранные инвестиции являются залогом развития множества стран, особенно таких маленьких, как Кыргызстан. Однако, несмотря на то что чиновники постоянно твердят с трибун о том, что прилагают все усилия для привлечения инвестиций, на деле оказывается, что местные законы зажимают инвесторов в тиски. 

Одним из успешных примеров того, как можно было бы мотивировать крупных бизнесменов открывать производство в Кыргызстане, являлось создание свободной экономической зоны «Бишкек» в 1996 году. Главной целью создания таких зон было обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и новых технологий в страну.

«Инвестор приезжал в страну без каких-либо гарантий со стороны нашего правительства и своего. На свой страх и риск начинал здесь производство. После развала Советского Союза, когда остановились все заводы, было важно привлечь иностранные инвестиции и создавать рабочие места. Тогда нам удалось создать благоприятные условия, каких не было в соседних странах», — рассказывает первый директор СЭЗ Эмиль Ибраимов.

Резидентам СЭЗ предоставили около 10 различных льгот. Среди них были и низкие ставки за пользование землей, льготные валютные расчеты, освобождение экспорта от квотирования и лицензирования и многое другое, но главное — освобождение от уплаты НДС.

Такие привлекательные условия стали быстро притягивать инвесторов. Но с каждым годом льгот становилось все меньше и меньше. Закон о СЭЗ изменялся более 10 раз, в итоге инвесторы совсем остались без льгот. 

Райский уголок для бизнеса

Компания Full Mobili одна из первых зарегистрировалась на территории СЭЗ «Бишкек» и запустила там производство мебели по итальянской технологии. Освобождение от льгот для тогда еще начинающей компании послужило хорошим стартом, который позволил быстро встать на ноги и укрепить свои позиции на рынке. 

«Мы привезли технологии, которых в Кыргызстане еще не было, и пригласили итальянских технологов, которые обучили местных специалистов всем тонкостям работы. «Фишка» нового оборудования была в электронно-программном обеспечении, которое позволяло выполнять модели любой сложности и очень быстро. Сотрудники и члены СЭЗ приходили в наш цех, чтобы своими глазами увидеть, что многие работы мы делаем с помощью компьютерной графики и без воздействия физического труда человека», — рассказывает глава компании Full Mobili Болотбек Исахунов. 

За годы членства в СЭЗ компания стремительно развивалась, расширяла производство и увеличивала клиентскую базу. Однако постоянное изменение законодательства о СЭЗ и лишение инвесторов привлекательных условий положило конец развитию производства в Кыргызстане.   

«Когда мы заходили в СЭЗ, было условие — если ты производишь свой продукт, то ты не платишь налоги, лишь 2% в пользу СЭЗ и 0.15% в пользу таможни. Но постепенно всех членов СЭЗ начали лишать льгот. Были там огромные компании, которые и в США поставляли товары, и на другие крупные рынки. Производство кипело, и были хорошие перспективы. В начале работы СЭЗ был расцвет, взрывной рост. Но потом началась игра в политику, и все разрушилось. Если бы все первоначальные условия оставили и политику, которую вело его руководство, то СЭЗ бы переросла экономику Кыргызстана», — отмечает бизнесмен. 

Лучшие времена

Свободная экономическая зона «Бишкек» испытала свой расцвет в первые 12 лет работы. Тогда еще перспективная идея реализовывалась лучше всяких ожиданий. Численность рабочих мест превышала 4 тысячи человек. В год резиденты платили более 500 млн сомов налогов. До 70% продукции шло на экспорт. 

«Ряд предприятий, которые при соответствующей поддержке могли получить хорошее развитие и имидж в нашем регионе, показывали свой рост. Были по-настоящему крупные предприятия, — вспоминает первый руководитель СЭЗ Эмиль Ибраимов. — К примеру, действовала швейная фабрика, которая производила продукцию для США. На ней работало около 600 девушек из многих сел Кыргызстана. Они шили высочайшего качества джинсы, самые современные модели. Бывали случаи, когда наши же кыргызстанцы привозили сюда эти джинсы из Америки. Эта фабрика ушла по той причине, что было немало необоснованных нападок и постоянных проверок со стороны госорганов».

Членами СЭЗ были крупные инвесторы из США, Турции, России и многих других стран. Многие перспективные предприятия тогда начинали работу именно в Кыргызстане, поскольку таких выгодных условий не было практически нигде в регионе.

«У нас также была арабская фабрика по производству красок, у которой было очень качественное и современное оборудование. В их работу вмешалась политика, и теперь они построили эту фабрику в Алматы. Теперь будем привозить краску из Казахстана», — отметил Ибраимов. 

Несмотря на то что СЭЗ успешно развивалась, политика все же вмешивалась в работу и создавала трудности как для резидентов, так и для руководства. 

«Тогда в СЭЗ царила совсем другая атмосфера, закладывались новые традиции. К примеру, 31 декабря несколько лет подряд мы высаживали до 100 хвойных деревьев на своей территории, затем это мероприятие завершалось чаепитием с тортом. Особое внимание мы обращали на развитие инфраструктуры. Ухаживали за деревьями, применяли капельное орошение, убирали снег и следили за условиями», — рассказывает Эмиль Ибраимов. 

Инвесторы уходят

Свой расцвет СЭЗ «Бишкек» испытала в 1998 году. С тех пор показатели практически не изменялись. За более чем 20 лет рабочих мест в свободной экономической зоне практически не прибавилось. За последние пять лет количество рабочих мест сократилось на более чем 700 человек.

Это связано с тем, что ежегодно число субъектов СЭЗ «Бишкек» также сокращается. В 2015 году 908 компаний прекратили свою деятельность. В 2017-м почти 100 резидентов покинули экономическую зону, а новых ежегодно прибавляется от 10 до 20 компаний. Свою деятельность в рамках СЭЗ по-прежнему продолжают чуть больше 300 резидентов. Но даже и они уже серьезно подумывают о выходе. 

«Ни для кого не секрет, что СЭЗ умирает. Те, кто все еще там работают, не то что не освобождены от налогов, как это было в начале, а несут неподъемное налоговое бремя. Мы платим 12% НДС и еще 2% в пользу СЭЗ, получается 14%. Это очень много. Поэтому компании, работающие на территории зоны, стали неконкурентными, они тоже начинают умирать, поэтому и уходят», — рассказал один из действующих членов СЭЗ. 

По его словам, многие давно бы оставили свое членство в СЭЗ, однако это не так-то просто.

«Нельзя просто так взять, собрать оборудование и уйти. Само строительство помещений для производства — это больше стоимости оборудования. Чтобы выйти из СЭЗ, нужно время, а это затраты, финансовые потери. Все это непросто», — отметил бизнесмен. 

Но более привлекательное место для производства уже есть, отмечают инвесторы. 

«Нас активно приглашают и в Казахстан, и в другие соседние страны. Мы подумываем перенести производство в Узбекистан. Там очень привлекательные условия для инвесторов. До семи лет можно не платить никакие налоги. Плюс ко всему там довольно большой рынок», — пояснил инвестор. 

Услышать мнение самого руководства СЭЗ нам так и не удалось, поскольку комментировать ситуацию они отказались, ссылаясь на то, что инвесторы не уходят и никаких проблем нет. 

Есть ли еще шанс?

Эксперты уже не раз били тревогу о том, что плачевное состояние инвесторов в СЭЗ может негативно сказаться на экономике страны в целом, однако никаких решительных действий для создания особых условий бизнесменам пока не сделано. Да и сама гендирекция, которая по идее должна отстаивать интересы своих резидентов, никаких мер не предпринимает.

«У управляющей компании в лице гендирекции СЭЗ советская модель управления. В мире управляющие компании имеют статус девелопера, они работают больше на развитие, у них нет цели просто собирать деньги с членов, как с арендаторов. А в нашем случае сложилась модель делового сотрудничества между резидентами СЭЗ и гендирекцией, как у хозяина и арендодателей. Кроме того, дирекция собирает деньги с оборота, а не с прибыли, а значит, она не особо заинтересована в прибыльности компании», — отмечает экономический эксперт Нургуль Акимова. 

В первой стратегии устойчивого развития – НСУР, принятой в 2013 году, СЭЗ упоминаются лишь дважды, и ни в одном из пунктов не дается детального описания мер для их развития. А это значит, что значимости СЭЗ как драйверу экономики не уделяется практически никакого. 

«СЭЗ в Кыргызстане упускает много возможностей. Лишив инвесторов привлекательных условий для инвестирования в нашей стране, мы проигрываем конкурентную борьбу с соседними странами, которые наоборот сейчас всячески пытаются привлечь инвестиции. Если ничего не изменится, даже те инвесторы, которые как-то осуществляют деятельность в СЭЗ «Бишкек», с удовольствием перенесут деятельность, например, в Казахстан. Мы не должны этого допускать», — отмечает бизнесмен Болотбек Исахунов.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар iPhone үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтардын картасы
Жабуу

Акчабар Android үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтар менен кассалардын картасы
Жабуу