Через 120 лет в Кыргызстане победят рак

13.09.2016, 17:07 Елизавета Кузнецова
Через 120 лет в Кыргызстане победят рак

Что сегодня можно купить в Кыргызстане на 1 доллар: пачку сигарет, гамбургер, литр молока. А для кого-то 1 доллар может стать спасением и дать надежду на выздоровление.

Общественный фонд «Помогать легко» запустил в мае этого года национальную кампанию по сбору средств «Линейные ускорители для онкобольных Кыргызстана» под девизом «1 доллар за жизнь». Современный аппарат для лечения раковых заболеваний, на который собираются средства, стоит $3.5 млн или 239 млн сомов. За пять месяцев фонду удалось собрать почти 1 млн сомов.

Глава ОФ «Помогать легко» Динара Аляева рассказала в беседе журналисту «Акчабар» о деятельности фонда, а также о том, как в Национальном центре онкологии чинят устаревшее оборудование на слесарных станках и как больных раком детей отправляют на последние в их жизни каникулы.

Фонд был основан в 2014 году и в нем работает всего 3 человека, но ежедневно они занимаются тем, что помогают взрослым и детям не оставаться наедине со своей проблемой.

- Динара, расскажите подробнее об акции. Почему появилась необходимость собирать средства на дорогостоящее оборудование?

- Линейный ускоритель – это аппарат лучевой терапии для лечения онкобольных пациентов. Наш фонд не понаслышке знает о всех проблемах, существующих в Национальном центре онкологии (НЦО), работая с ними уже третий год.

В 2016 году расходы на здравоохранение из республиканского бюджета планируются в размере 14.7 млрд. сомов

Оборудование, которое находится в НЦО, устаревшее как морально, так и физически. В центре есть устаревшая гамма-терапевтическая установка, от которой вреда больше чем пользы. При лечении ею радиация распространяется на весь организм пациента. Если он, возможно, и вылечится от онкологии, то в будущем от полученной радиации может снова заболеть. Но люди идут и стоят в очередях за неимением лучшего.

Фото: НЦО, Отделение радиологии, аппарат для лечения онкобольных. В эксплуатации с 1991 года

Второй аппарат был получен в 2007 году по линии МАГАТЭ – Terabalt – это линейный ускоритель первого поколения. Но проблема в том, что из бюджета не выделяются средства на поддержание его в рабочем состоянии, а это около 5 тыс. евро в год. Сотрудники НЦО вручную, дедовским способом, на слесарных станках чинят сломанные детали, потому что Terabalt выходит из строя каждую неделю. Плюс действие его луча кроме лечения попутно облучает все жизненно важные органы – сердце, легкие, печень и вреда во многом тоже больше, чем пользы. Именно поэтому был начат сбор средств.

Аппарат нового поколения представляет собой стол, на котором лежит больной. Во время лечения линейный ускоритель вращается вокруг пациента. В процессе этого вращения пучки лучей, нацеленные на опухоль со всех углов, постоянно меняются, адаптируясь к её форме и размеру.

Сейчас почти в каждой более или менее развитой стране мира появляются линейные ускорители последнего поколения. Радиолуч этого аппарата способен убивать раковые клетки, проходя через ткани и органы человека, не повреждая их – настолько маленькая доза облучения. Действие построено таким образом, что лучи принимают форму опухоли или пораженных клеток в организме больного человека, не повреждая его здоровые органы. При лечении этим аппаратом учитываются все параметры больного – рост, вес, возраст и даже дыхание и сердцебиение в момент процедуры.

- Где вы собираетесь его покупать и сколько он стоит?

- В мире лишь 5-6 производителей линейных ускорителей. При этом 70% рынка принадлежит Varian Medical Systems. Это американская компания, представительства которой есть в Швейцарии и России.

Компания Varian Medical Systems, Inc., международная штаб-квартира которой расположена в Калифорнии. Мировой лидер в производстве медицинского оборудования и программного обеспечения для лечения онкологических и других заболеваний с помощью лучевой терапии и радиохирургии.

Их московские специалисты приезжали в Кыргызстан и провели мастер-класс для радиологов в НЦО, рассказывали о возможностях линейного ускорителя. Сказать, что наши доктора были удивлены, ничего не сказать. Я вспоминаю их отзывы и как они говорили: «это космос, мы тут детали точим, а нам показывают что-то нереальное».

Доктора центра так хотят, чтобы у них появился линейный ускоритель для лечения больных, что они тоже собрали 10 тыс. сомов со своих небольших государственных зарплат.

Сбор средств на линейный ускоритель начался 7 мая этого года. Его стоимость составляет 239 млн сомов или примерно $3.5 млн. На данный момент нам удалось собрать около 940 тыс. сомов, осталось еще 238 млн…

После интервью, уже в редакции, мы с коллегами подсчитали, что если сбор средств продолжится в том же темпе и за полгода будет собираться по миллиону сомов, фонду предстоит копить на линейный ускоритель еще 120 лет

Для сравнения, на II Всемирные игры кочевников было потрачено в совокупности около 3 млрд сомов ($43.4 млн) – по 600 млн сомов в день. Мероприятие длилось всего 5 дней.

- Вам предстоит еще очень долго собирать деньги… Если аппарат все же будет куплен, не возникнет ли с ним проблема, как с Terabalt? Его нужно будет обслуживать, но средств на это не будет.

- Да, мы закладываем средства на будущее техобслуживание. В год на это потребуется 60 тыс. евро (4.66 млн сомов). У людей возникает вопрос: если купите этот аппарат на народные деньги, смогут ли все пользоваться им бесплатно? Ответ – нет. Потому что аппарат, который стоит $3.5 млн, требует технического обслуживания не на слесарном станке. Его должны обслуживать специалисты, которые его разрабатывали. Поэтому стоимость процедур будет небольшой, но она будет. Для того, чтобы мы смогли собирать деньги на ежегодное техобслуживание, чтобы не получилось, как с Terabalt.

Деньги не будут уходить в чей-то карман, в наш фонд или в фонд НЦО. Средства будут проходить через НЦО, но строго контролироваться, чтобы иметь возможность каждый год оплачивать техобслуживание аппарата.

Фото: НЦО, Отделение радиологии, пульт управления аппаратом. В эксплуатации с 1991 года

- Вы уже рассчитали примерную стоимость процедур?

- Стоимость курса терапии (около 1 месяца) будет стоить в зависимости от заболевания и его тяжести. В среднем мы предполагаем стоимость в $200-300. Это абсолютно социально-ориентированная цена. Дети при этом будут облучаться бесплатно.

Для сравнения в Казахстане и России это стоит примерно $1.5-2 тыс.

В бюджете на 2016 год расходы на Фонд обязательного медицинского страхования предусматриваются в размере 10.2 млрд. сомов.

- Как часто нужно проходить курс?

- Как часто сказать сложно. Онкология требует комплексной терапии. Она бывает иммунная, лекарственная, хирургическая и лучевая. У нас в чистом виде есть только хирургия – то есть умеют отрезать и то не всегда хорошо. Лекарственная и лучевая страдают. Если у нас будет доступна лучевая терапия, количество выживших вырастет в десятки раз. При этом в год прибавляется 5 тыс. вновь заболевших. Половина из них умирает, потому что либо поздно обратились, либо нет соответствующего лечения.

Болезнь у каждого пациента реагирует на тот или иной вид терапии индивидуально. Кому-то не надо делать облучение, так как болезнь хорошо воспринимает химиопрепараты. У кого-то отрицательная реакция на химию и раковые клетки не реагируют, тогда нужно делать лучевую терапию. Может, у кого-то от одного курса лучевой терапии все изменится и человек пойдет на поправку, а другому больному один курс не поможет.

Но даже в этом случае такая стоимость за месячный курс, когда к примеру есть неоперабельные опухоли, это спасение.

В Алматы и Астане уже давно стоят линейные ускорители. В России по правительственной программе его собираются поставить чуть ли не в каждом крупном городе.

- Насколько я понимаю, он помогает не от всех типов рака? Есть перечень?

- Перечень такой большой, что он помогает почти от всех типов рака, и не только от онкологии. Лечит сердечные патологии и ряд других заболеваний. Слышали про кибернож? Он уступает линейному ускорителю и остается где-то далеко позади. У него нет такого функционала, как у ускорителя, и очень ограниченный спектр работы.

- Сколько детей на сегодняшний день лежит в отделении?

- Количество коек в отделении 35. Лежит в нем порядка 40-45 детей. Каждый месяц-два дети меняются, не лежат постоянно. Кто-то лежит по полгода, а проживающие в Бишкеке просто приезжают на процедуры. Другая проблема – это статистика. До сегодняшнего дня никто не занимался в нашей стране канцер-регистром. С этого года его пытаются запустить, но насколько успешно, я не знаю. Вначале года говорили, но сейчас снова замолчали.

Канцер-регистр – в мировой практике в него попадают сведения о каждом случае онкологического заболевания, его возникновении, течении и лечении. Только собирая и анализируя такую информацию, можно проводить полноценные статистические эпидемиологические и клинические исследования, позволяющие оценить влияние различных факторов риска на возникновение рака, эффективность различных методов лечения, выживаемость различных групп больных.

Канцер-регистр позволит узнавать сколько детей обратилось, сколько получили помощь, сколько выжило. У нас сейчас никакой статистики нет. Если кто-то скажет, что у него есть такие данные, это будет абсолютный фарс.

Видят безнадежного ребенка и говорят родителям: езжайте на каникулы. Родители с ребенком уезжают и больше не возвращаются.

Медучреждения очень хитро составляют статистику. Они видят безнадежного ребенка, а его можно увидеть невооруженным глазом, и говорят родителям: езжайте на каникулы. Родители с ребенком уезжают и больше не возвращаются. А у них показатели хорошие, ура-ура отчеты и они говорят: «смотрите, у нас всего 1 ребенок умер, у нас такие замечательные результаты». Я знаю эту кухню очень подробно, поэтому ни одной цифре Минздрава не поверю.      

- Какой самый распространенный рак у детей в Кыргызстане?

- На первом месте лейкоз, далее идут опухоли. Очень часто у деток, по крайней мере последние 2 года, опухоль глаз. Когда ребенку ампутируют сначала один глаз, потом второй. Если химиотерапия не сработала, то скорее всего летальный исход.

Вообще часто государство либо отворачивается и говорит, что не лечит «смертников», либо принимает такую позицию, как во Вьетнаме. Там если поставили онкологический диагноз, можно идти гулять и больше ни один врач к тебе не подойдет. А у нас какое-то лицемерие: все заботливые, деньжат подкидывают. Оказывается, последние 17 лет ежегодно на онкобольных выделялось по 1.5 млн сомов.  Этого хватает, чтобы вы понимали, на лечение 4 детей в год. 

Фото: НЦО, Отделение радиологии, линейный ускоритель Terabalt, попавший в Кыргызстан после 5 лет работы в Чехии

Мы же пытаемся оказать реальную помощь, ввести реформы: обезболивание процедур, клинические протоколы и т.д. То есть мы не просто приносим помощь в виде килограмма сосисок, а залезли туда и пытаемся облегчить жизнь и защитить права больных онкологией.

- А отечественные звезды эстрады или политики принимают участие в акции?

- Депутаты перечислили однодневную зарплату. Из компании «Бишкектеплосеть» перечислили средства дважды – первый раз руководство, а второй раз сами сотрудники из своих зарплат.

Из крупных компаний помог коллектив «Коммерческого банка КЫРГЫЗСТАН», они собрали 22 тыс. сомов. Больше из крупных организаций никто не помог. Сейчас мы ведем переговоры с банком «Бай-Тушум», они тоже хотят присоединиться к акции. Красный крест провел для нас марафон, собрав более 19 тыс. сомов. 

Также на конец сентября намечается марафон в Иссык-Кульской области. Главы акиматов распространяют информацию о сборе средств по всей области. По онкологии, к слову, Иссык-Куль занимает первое место в стране.

Я не знаю, насколько активно откликнутся иссыккульцы. Мы же будем оказывать только информационную поддержку. Возможно, наши друзья артисты бесплатно выступят на концерте. Больше мы ничего не сможем. У нас нет денег, чтобы проводить большие мероприятия.

- Сколько есть ящиков для сбора средств и где они расположены? Куда можно внести деньги?

- На данный момент наши ящики расположены в Модном доме Дильбар, в магазине «Gergert Sport», в сети центров детского развития «Точка роста». А также во всех лабораториях сети «AquaLab» и туристическом агентстве «Lituanica». Сейчас мы закажем еще ящики и разместим их во всех магазинах сети «Триада».

Что касается сбора средств, у нас уже есть группа, которая его мониторит. Она состоит из 6 человек: ректор КГМА, депутат ЖК КР, общественные фонды и заведующий НЦО.

Накопительный счет для проекта «Линейные ускорители для онкобольных Кыргызстана»

BENEFICIARY BANK SWIFT(BIC) DEMIKG22, BIC 118005

KGS 1180000074129024

USD 1180000074129125

RUB 1180000058977119

Демир Банк, Общественный фонд «Помогать легко»

Кошелёк «Элсом» 0777332266

Кошелёк «Мобильник» 223366

P.S.Сегодня на заседании парламентского комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению правительству был задан вопрос, будут ли выделены деньги на приобретение линейного ускорителя, сообщило агентство 24.kg.

Рабочая группа, изучившая деятельность НЦО, рекомендовала Минздраву и Минфину заложить в проект бюджета на 2017 год финансовые средства на его покупку.

Вице-премьер-министр КР Гульмира Кудайбердиева ответила лишь, что внесение изменений в бюджет 2016 года, а также бюджет на 2017-й и прогноз на 2018-й рассматриваются.

Депутат от фракции «Ата Мекен» Айсулуу Мамашова со своей стороны заявила, что: «Мы находим деньги, когда надо. Игры (кочевников. – Прим. ИА «24.kg») же проводим. Не каждый человек может себе позволить лечиться в частной клинике».

Однако, по мнению министра здравоохранения Талантбека Батыралиева, нужно учитывать «возможности страны» и данный вопрос можно решить «только с привлечением инвесторов».

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар iPhone үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтардын картасы
Жабуу

Акчабар Android үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтар менен кассалардын картасы
Жабуу