Особенности финансового рынка КР, или Почему он ограничен банковским сектором

01.11.2021, 14:09 Акчабар
Особенности финансового рынка КР, или Почему он ограничен банковским сектором

Финансовый рынок Кыргызстана характеризуется сильным банковским сектором и неразвитым фондовым рынком. Рынок насыщен короткими и дорогими ресурсами, в том время как республика остро нуждается в финансировании крупных инфраструктурных проектов и в запуске новых промышленных производств, для которых ставки финансово-кредитных учреждений порой остаются неподъемными.

Об этом и многом другом «Акчабар» поговорил с заместителем председателя правления РКФР, экспертом по евразийским интеграционным проектам Олегом Кудяковым.

– Расскажите об основных направлениях развития финансового рынка Кыргызстана? 

– Финансовый рынок существует не сам по себе. Это отражение общеэкономических реалий государства. Он находится в том же состоянии, что и экономика страны. Не может быть развитый финансовый рынок при упадке экономики. Это площадка, на которой встречаются кредиторы и заемщики. Насколько их много, зависит от того, насколько много проектов в стране. 

Традиционно финансовый рынок делится на банковский и рынок ценных бумаг. Для Кыргызстана особенностью является то, что инвестиционный – фондовый рынок не развит в стране, и это же можно сказать и о секторе страхования, пенсионных накоплений населения.

Крайне слабое развитие фондового рынка отражается в цифрах. Для наглядности можно сравнить его с российским. Сравнивать, конечно, необходимо с учетом объемов экономики, но тем не менее. 

Только в апреле 2021 года общий объем торгов на «Московской бирже» составил 95.7 трлн рублей (около $1.3 трлн), в то время как объем торгов на площадке ЗАО «Кыргызская фондовая биржа» за весь 2020 год равняется 11.8 млрд сомов (около $140 млн). То есть годовой оборот составляет 0.01% от апрельского оборота Мосбиржи. 

Активность торгов на местной бирже крайне низкая, ликвидности в биржевой системе мало, как первичный, так и вторичный рынок крайне слабо развиты.

– Могли бы Вы рассказать, в чем главная проблема развития фондового рынка сегодня? 

– Конечно, необходимо активно развивать фондовый рынок и для этого нужно участие всех игроков. Не только коммерческих банков, но и госрегуляторов – Госфиннадзора, Национального банка, Фондовой биржи, крупных инвесторов, таких как РКФР. Это наша общая задача. 

В России мы наблюдаем очень большой объем торгов корпоративными облигациями на бирже. Это связано в том числе и с тем, что Центробанк охотно кредитует, выделяет рублевую ликвидность под эти бумаги. То есть можно принести в банк частные корпоративные облигации и получить под них финансирование в виде репо-операций, кредитования под залог и т. д.  Все эти инструменты предназначены для того, чтобы дать участникам рынка ликвидность под обеспечение ценных бумаг, что позволяет в конечном счете эмитенту привлекать средства под их выпуск.

В Кыргызстане, к сожалению, это пока не развито. Даже на нашем примере. В 2016 году фонд приобрел пятилетние долларовые облигации Минфина, и, когда мы решили частично продать их на рынке с тем, чтобы поделить риски между инвесторами, у нас это не получилось. Все коммерческие банки заявили о том, что им было бы интересно купить эти облигации, если бы существовал вторичный рынок и НБ КР предоставлял им под бумаги сомовую ликвидность.

Получается, что даже под государственный выпуск нет возможности получить сомовую ликвидность, это сильно удивляет. Это очень далеко от того, что мы видим на всех площадках ЕАЭС. Мы видим, что даже самые основные инструменты пока не задействованы для оживления национального рынка ценных бумаг, я уже не говорю про больший спектр дополнительных услуг.

Думаю, ситуация будет меняться. Как известно, сегодня между странами Евразийского экономического союза существуют межгосударственные договоренности относительно планов по формированию общего финансового рынка ЕАЭС. Это должно создать условия для свободного доступа участников на финансовые рынки союза. Ожидается, что сектор страховых услуг станет одним из первых, получивших единые правила регулирования и взаимного доступа на рынки.

– Как Вы считаете, достаточно ли устойчивы финансовые игроки в КР? Какие слабые, а может, напротив, сильные стороны выявила пандемия Covid-19?

– Рынок ценных бумаг, как я уже говорил, слабо развит в КР, но банковский сектор как раз наоборот является основой финансового рынка и достаточно устойчивый.

Несмотря на сложности, связанные с распространением пандемии Covid-19, объем кредитного портфеля банковского сектора продолжил рост в 2020 году и в первой половине 2021-го, составив по итогам первого полугодия текущего года 173.5 млрд сомов (по итогам 2019-го — составлял 146.4 млрд сомов). То есть мы наблюдаем неплохой прирост. Схожий тренд наблюдается и с капиталом банковского сектора, достигшим по итогам первого полугодия этого года 50 млрд сомов, в то время как по итогам прошлого года данный показатель составлял 43.6 млрд сомов. 

Увеличение объема общей депозитной базы произошло еще в большей степени, составившей почти 202 млрд сомов по итогам первого полугодия 2021 года и увеличившись на 51 млрд сомов по сравнению с показателем 2019-го. 

Феномен устойчивости коммерческих банков Кыргызстана можно объяснить тем, что текущие уровни ключевых показателей банковского сектора, связанные с ликвидностью, финансовым плечом и достаточностью капитала, почти вдвое превышают установленные регулятором нормативы. Это говорит о наличии достаточно солидной «подушки безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств. 

В период 2019 — первое полугодие 2021 года при нормативе в 12% уровень достаточности капитала банковского сектора Кыргызстана снизился незначительно — с 24 до 22.4%, уровень ликвидности при нормативе в 30% — с 64 до 62.3%, а коэффициент левериджа при нормативе 8% — с 17.5 до 16%.

В целом это хорошие устойчивые уровни. Например, в российской банковской системе эти показатели значительно ниже, соответственно рисков больше в этой части.

Несмотря на то что показатели рентабельности активов и капитала банковского сектора КР ожидаемо «просели» в 2020 году, в первой половине 2021-го наблюдается их восстановление к предкризисным уровням. Показатель ROA в первой половине 2021 года полностью восстановился до значения 2019 года, равного 1.2%, а ROE также восстановился до 7.6% (в 2019 году составлял 7.7%).

– Насколько, на Ваш взгляд, насыщен финансовыми ресурсами рынок Кыргызстана?

– Считаю, что на финансовом рынке Кыргызстана более или менее достаточно ресурсов. Вопрос в том, в каких секторах экономики и на какие цели они используются. Очевидно, что определенным секторам, таким как промышленное производство, переработчикам, требуются длинные финансовые ресурсы и желательно по низкой стоимости привлечения. И здесь, на мой взгляд, ощущается явная нехватка финансовых ресурсов.

Секторы с коротким циклом оборачиваемости капитала, такие как торговля и сфера услуг, занимающие, кстати, немалую долю экономики Кыргызстана, чувствуют себя весьма неплохо, привлекая краткосрочные заимствования. Сектор услуг в структуре ВВП страны занимает почти половину, что и определяет отраслевую структуру и срочность кредитования. Доля торговли и коммерческих операций в структуре совокупного кредитного портфеля банковской системы Кыргызстана составляет 26%, сельского хозяйства — 19%, потребительского кредитования — 11%, строительства — 8%.

Также необходимо отметить, что определенный сегмент бизнеса в силу ряда причин, связанных с отсутствием возможности вести «белую» отчетность, и, соответственно, будучи отрезанным от банковского финансирования, вынужден обращаться в сектор микрокредитования. В данном контексте всем нам известно, что данные компании в силу наличия более высоких рисков, связанных с «серой» отчетностью бизнеса, предоставляют финансирование по гораздо более высоким процентным ставкам. 

Учитывая структуру экономики Кыргызстана, а также соответствующую структуру кредитного портфеля банковского сектора, можно увидеть также явное недофинансирование объектов инфраструктуры, подразумевающее наличие источника длинных ресурсов. Это относится к транспортной, энергетической инфраструктуре, системам водоотведения, канализации, переработке мусора.

– Как Вы считаете, подъемны ли ставки по кредитам в коммерческих банках для предпринимателей?

– Текущие процентные банковские ставки составляют примерно около 9% годовых по кредитам в долларах США и около 16% по кредитам в сомах. Если говорить о высокомаржинальном бизнесе, возвращаясь к сфере торговли и предоставления услуг, можно сказать, что для них текущие ставки весьма приемлемые. 

Если мы будем говорить о менее маржинальном бизнесе, предполагающем долгий срок окупаемости осуществленных инвестиций и длинный оборотный цикл, текущие условия фондирования не всегда подъемны. И в данном контексте свою роль призваны играть институты развития, такие как РКФР, основной задачей которых является финансирование бизнеса  производственного назначения, промышленных предприятий, сельского хозяйства. Это наша фокусная группа. У нашего фонда средняя ставка финансирования немногим выше 4% годовых в валюте, и что особенно важно, мы предоставляем длинные кредиты.

Объем ресурсов, предоставляемых фондом, значителен и в среднем составляет 20% от всего совокупного кредитного портфеля, выданных банками на сроки от 3 лет (за исключением ипотеки и потребительского кредитования). Это очень высокий показатель.

При этом фонд осуществляет кредитование на срок от трех лет по льготным ставкам, которые в два раза ниже имеющихся  на рынке процентных ставок. 

– Какие финансовые ресурсы сегодня нужны бизнесу?

– При реализации новых проектов, связанных с инвестициями в основные средства, бизнесу нужны долгосрочные, недорогие ресурсы. Предприятия КР в сравнении с конкурентами в ЕАЭС работают больше в сегменте малого и среднего бизнеса. Для выхода отечественных предприятий на рынок ЕАЭС требуются объемы либо производство уникальных товаров. 

Одна из задач для экономики республики – создать крупных агрегаторов продукции компаний малого и среднего бизнеса, в том числе переработчиков для продукции многочисленных фермерских хозяйств. В этом случае компании-экспортеры будут получать дополнительную маржу по сравнению с вывозом сырья, как это зачастую происходит сейчас.

Увеличение и модернизация производства требуют инвестиции в основные средства, РКФР предоставляет долгосрочное финансирование сроком до 10 лет с возможностью предоставления льготного периода на время строительства и запуска нового производства, процентные ставки в долларах США и национальной валюте являются достаточно конкурентными на рынке ЕАЭС.

– В чем основная проблема получения кредитов для предпринимателей КР?

– Слабый финансовый учет на предприятии. В основном предприниматели работают «в тетрадке», когда после окончания операционного периода, записи удаляются. При рассмотрении вопроса о выделении кредита, для кредитора важно видеть исторические показатели предприятия, подтвержденные данные. На сегодня разработаны доступные программные обеспечения, позволяющие предпринимателям вести учет своей деятельности, видеть остатки на складе, планировать расходы. Предпринимателям необходимо развивать навыки финансового учета.

Наш фонд в случае если финансирует заемщиков на основе управленческой отчетности, обязывает перейти их к формальной отчетности через определенный период времени, проводить аудит со стороны независимых аудиторских компаний. Не всем это нравится, но другого пути для долгосрочного развития нет.

Вообще основная проблема в получении кредита связана с низким качеством проектов, зачастую их экономической неэффективностью. К нам приходит много заявок, в которых заявленная экономическая модель не обоснована, больше как желание инициатора. Если бы мы на основании всех таких заявок выдавали кредиты, то средства для нас были бы потеряны. Поэтому мы создали специальный грантовый фонд, средства которого мы выдаем на подготовку проекта тем предпринимателям, экономическая идея которых выглядит убедительно.

– Какую роль на финансовом рынке КР играют фонды развития?

– Роль РКФР на финансовом рынке КР заключается в развитии экономики за счет предоставления долгосрочного льготного финансирования для предприятий перерабатывающей отрасли, энергетики, сельского хозяйства, туризма, которые в свою очередь создают дополнительные рабочие места, увеличивают отчисления в бюджет, улучшают платежный баланс республики за счет притока экспортной выручки. 

Фонды развития являются катализатором развития экономики за счет привлечения дополнительного финансирования, экспертизы из третьих стран, например предприятиям, получающим финансирование от РКФР, зачастую предоставляется техническая помощь для привлечения высококвалифицированных консультантов отрасли, для приобретения программного обеспечения, улучшающего условия производства.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар iPhone үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтардын картасы
Жабуу

Акчабар Android үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтар менен кассалардын картасы
Жабуу