«Безопасный город»: какую модель выбрал Кыргызстан?

23.07.2018, 11:30 Азиза Бердибаева
«Безопасный город»: какую модель выбрал Кыргызстан?

На фоне смены правительства Кыргызстана и расторжения соглашения с компанией Huawei судьба проекта «Безопасный город» оставалась неизвестной. Предыдущее руководство Государственного комитета информационных технологий и связи заверило, что иностранный партнер нам не нужен и мы справимся своими силами. Однако какие конкретные шаги предпримут для реализации проекта, было непонятно. В конце июня в ведомстве прошли общественные слушания проекта «Безопасный город», в рамках которого картина стала более-менее ясна.

Руководство госкомитета презентовало ТЭО (технико-экономическое обоснование) и ТЗ (техническое задание), которых ранее по непонятным причинам не было несмотря на то, что без них реализовать подобные крупные проекты невозможно. Кроме того, в минувшую пятницу, 20 июля, на сайте госзакупок запустился онлайн-конкурс, в рамках которого выберут подрядчика проекта «Безопасный город».

Одним из ключевых моментов проекта является выбор сервисной модели для его реализации. О том, что это за модель и чем она хороша именно для нашей страны, «Акчабару» рассказал заместитель председателя Госкомитета информационных технологий и связи Кубанычбек Шатемиров, который курирует проект «Безопасный город».

- Для взаимодействия с потенциальным подрядчиком проекта вы выбрали сервисную модель. Расскажите, почему именно она применима для КР?

- Проанализировав опыт и практику реализации подобных проектов за рубежом, а также имеющиеся ресурсы у государства, мы пришли к выводу, что у него нет возможности выделять большой объем средств на реализацию данного проекта ввиду ряда обстоятельств. Поэтому решили, что наиболее подходит нам сервисная модель, которая подразумевает, что государство изъявляет готовность приобретать у потенциального партнера в лице подрядчика готовую информацию о фото- и видеофиксации конкретного нарушения ПДД. То есть изображение и видео конкретно момента нарушения, а также прилагающиеся к ней сведения о месте, времени, типе нарушения и номере транспортного средства в машиночитаемом виде. Эту информацию мы получаем через автоматизированную информационную систему, разработанную ГП«Инфоком». Также будем запрашивать из реестра дополнительные данные, необходимые для включения в постановление о нарушении ПДД.

- Как будет осуществляться дальнейшая обработка нарушения и как долго это будет происходить?

- Автоматизированная система «Безопасный город» и реестры находятся в одной экосистеме, поэтому заполнение протоколов будет осуществляться быстро и качественно, без третьих сторон. Сформированное постановление отправляется уполномоченному органу в лице инспектора Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД). Там документ сверяют, подписывают электронной подписью и через ГП «Кыргызпочтасы» отправляют нарушителю.

- «Кыргызпочтасы» будет отправлять постановления по адресу прописки нарушителя, что не совсем удобно, поскольку многие не проживают по указанным адресам. Почему бы не сделать рассылку по адресу фактического проживания?

- Дело в том, что у нас нет реестра фактического проживания и нет никакой нормы, обязывающей граждан представлять государству информацию о том, где он фактически находится. Тогда было бы удобнее сделать рассылку через SMS, которое бы оповещало о зафиксированном нарушении.

Через SMS пока тоже невозможно, потому что нет базы данных фактически используемых номеров. Кроме того, в нормативно-правовой базе есть требование, что копию документа необходимо доставить непосредственно нарушителю. Но могу заверить, что подобная функция нами прорабатывается, и у «Инфокома» есть ряд предложений, как это сделать. Функцию рассылки через SMS мы рассматриваем, и, возможно, это будет проходить через государственную систему электронных сообщений.

- Вы упомянули «Инфоком». Хотелось бы уточнить, какую роль он будет играть в реализации проекта?

- «Инфоком» будет получать информацию из аппаратно-программных комплексов, обрабатывать ее, дополнять, формировать проекты постановления ПДД, далее передавать уполномоченному органу для дальнейшей отправки. Также сотрудники предприятия будут осуществлять хранение сведений и предоставлять возможность для их анализа и обработки.

- Возвращаясь к сервисной модели, чем она привлекательна для подрядчика и государства?

- С каждого штрафа, вне зависимости от его суммы, 240 сомов будет идти в пользу подрядчика. Пока мы усреднили это значение, потому что сейчас разбивать по стоимости отдельно взятых штрафов рано, и это будет сложно для понимания подрядчиков.

Для государства эта модель привлекательна тем, что, не тратя ни сома, оно получает качественную услугу и оплачивает только то, что фактически уплачено нарушителем.
Что касается подрядчика, то он понимает: у государства есть заинтересованность в пополнении бюджета, поэтому оно будет качественно заниматься сбором штрафов, что гарантирует ему выплату его доли в размере 240 сомов с каждого штрафа.

На сегодня сервисная модель – это лучшее решение для нас. То, что реализация проекта «Безопасный город» повысит сознательность водителей, - это факт. А сколько государство заработает, это вопрос второстепенный, потому что, реализуя этот проект, мы боремся за жизни людей.

- О привлекательности модели мы поговорили. А какие риски стоят перед обеими сторонами?

- У государства рисков нет, потому что оно не вкладывает ни сома в реализацию проекта. Со стороны инвестора риски есть. Самый главный из них заключается в том, что ситуация на дорогах может поменяться кардинальным образом после запуска «Безопасного города». То есть может снизиться до минимальных размеров количество нарушений на дорогах. Но, как показывает практика реализации подобных проектов в других странах, этого не происходит, все идет постепенно. С одной стороны, если водители сразу перестанут нарушать ПДД, это в какой-то степени хорошо, потому что проект достигнет своей цели, с другой - это риски для подрядчика.

Второй риск заключается в том, что будет сохраняться низкая собираемость штрафов. То есть постановления будут готовиться и отправляться нарушителю, а он просто не будет их оплачивать. Тут нужно отметить, что государство также будет заинтересовано в решении этой проблемы, поскольку при расщеплении суммы штрафа большая часть будет идти в бюджет.

- Есть первый риск - это вещь непредсказуемая. По поводу собираемости штрафов необходимо принимать какие-то меры уже сейчас?

- В настоящее время в законодательстве есть определенные рычаги воздействия на водителей, но все равно это требует дополнительных решений. В разных государствах, например, запрещают выезжать из страны при наличии неоплаченных штрафов. В других уже даже блокируют банковские карточки нарушителей. Сейчас рассматриваются разные варианты.

- Каким образом будет выбран подрядчик для «Безопасного города»?

- По результатам онлайн-аукциона. На сайте госзакупок мы объявили конкурс на реализацию данного проекта и выставили критерии и цену. Будет выбираться тот, кто предложит наименьшую стоимость реализации. Аукцион состоится 10 августа. Стоит отметить, что он поделен на два лота по 19 перекрестков. То есть подрядчиками могут стать сразу два победителя, это дает хорошие возможности не только для крупных, но и для мелких и средних компаний.

- В какую сумму обойдется реализация проекта?

- Установка камер видео- и фотофиксации, оборудование для наблюдения, дорожные знаки и дорожная разметка обойдутся примерно в $12 млн. Именно столько вложений в инфраструктуру должен сделать подрядчик.

- Помимо вложений в инфраструктуру подрядчик должен будет в течение всего срока нести расходы на ее содержание. В какую сумму это обойдется?

- Эксплуатация обойдется примерно в такую же сумму, как и капитальные вложения в инфраструктуру. Это операционные расходы на построение сетей связи, расходы на техническое сопровождение, передвижные аппаратно-программные комплексы и прочее.

- За какой примерно срок подрядчик сможет окупить все эти средства?

- По нашим расчетам, продолжительность данного контракта не будет превышать пяти лет. Есть еще один показатель, по которому мы будем считать: это количество штрафов, их должно быть около 10 млн. Чтобы компания окупила свои деньги, получила установленный размер прибыли и в дальнейшем не стала получать сверхприбыль, мы ограничиваем по количеству оплаченных штрафов.

Необязательно дожидаться пяти лет. Подрядчик может получить эти 10 млн штрафов за год, он окупит инвестиции, получит прибыль, и у государства будет возможность заново объявить конкурс и внести какие-то изменения, к примеру, ввести дополнительные функциональные нарушения. Сейчас мы не учитываем такие нарушения, как разговор по телефону и езда без ремня, поскольку это не сильно влияет на аварийность на дорогах. Мы берем самые основные нарушения.

- То есть в будущем инвестиции подрядчика в инфраструктуру не будут составлять около $12 млн, поскольку инфраструктура уже будет построена?

- Через пять лет технологии поменяются, и мы будем предъявлять другие требования к подрядчику (качество картинки, решение по видеоаналитике, фиксации и т. д.). В каком объеме будем обновлять инфраструктуру - другой вопрос, тем более что инфраструктура будет принадлежать подрядчику. И если в следующий раз выиграет новая компания, то она должна будет полностью обновить инфраструктуру. 

- А есть ли вероятность того, что никто из подрядчиков не появится?

- Такая вероятность сохраняется всегда. В этом случае будем пересматривать технико-экономическое обоснование и подход. Но на сегодня интерес есть. На днях у нас проходила встреча с потенциальными подрядчиками, и около 15 компаний уже имеют интерес для участия в конкурсе.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар iPhone үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтардын картасы
Жабуу

Акчабар Android үчүн

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Жаңылыктар жана аналитика
  • Банкоматтар менен кассалардын картасы
Жабуу