Опубликовано
03.10.2022, 05:20В Кыргызстане остановили свою работу пять крупных заводов по производству спирта. Это связано с указом президента от 1 сентября, согласно которому в республике введена абсолютная монополия на производство, импорт, хранение и реализацию спирта.
Право производства и продажи остается только у Кара-Балтинского спиртового завода, который долгое время простаивал.
По словам производителей спирта, кроме того что большое количество граждан остались без работы, Кыргызстан перестал производить спирт хорошего качества. Среди остановивших работу из-за монополизации рынка предприятий два завода выпускали спирт класса «Альфа». Он производиться по новым технологиям с очень низкой массовой долей этила. А Кара-Балтинский спиртовой завод отпускает спирт класса «Люкс», который производится еще по советским стандартам.
Производители и переработчики спирта предупреждают, что кыргызстанцы уже совсем скоро почувствуют снижение качества водки местного производства, и, возможно, многие отдадут предпочтение импортным крепким напиткам. Из-за качества также сократится экспорт алкогольной продукции.
Они уверены, что власти, принимая решение монополизировать рынок, преследовали другие цели. А именно — снижение контрабанды алкогольной продукции и пополнение бюджета. Ожидалось, с введением монополизации от отрасли увеличатся налоговые поступления. А также будет усилен контроль через ККМ и товарно-транспортные накладные: от процесса производства спирта до реализации алкогольных напитков.
Однако, по данным производителей алкоголя, они к контрафактной продукции отношения не имеют. На теневое производство, по их словам, косвенно влияет обязательство Кыргызстана по сближению ставок акцизов с Россией в соответствии с соглашениями ЕАЭС. А увеличение ставки акциза увеличивает и стоимость водки.
Например, по данным ассоциации «КыргызАлкоПром», с 2020 года средняя цена на пол-литровую бутылку водки выросла в два раза. Соответственно, увеличился теневой рынок. Чем выше стоимость водки, тем больше серого производства.
В то же время в рамках ЕАЭС у Кыргызстана есть обязательства не ограничивать торговлю внутри ЕАЭС. Тем не менее в спиртовой отрасли в настоящее время происходит ограничение производства, а значит, уничтожение отрасли.
Производители спирта недоумевают. Зачем уничтожать отечественное производство, которое достойно конкурировало с импортом и выдавало продукцию на экспорт. А налоговые отчисления отрасли составляли 20% поступлений в госбюджет.
По словам бизнеса, при разработке этого закона не был проведен анализ регулятивного воздействия, а это самое главное требование для тех нормативных актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность. При разработке закона не были проведены консультации с субъектами регулирования.
Производители спирта просят Торгово-промышленную палату обратить внимание кабмина на то, чтобы такие жесткие, «драконовские» меры вводились с предварительным анализом, и если они вводятся, то чтобы имелся определенный переходный период.
«Налоговой службой анализ проводится очень поверхностно. Они дают значительно завышенные цифры потребления алкоголя. И соответственно, у кабмина, завышенные ожидания от поступления акцизного налога», — говорит эксперт по юридическим вопросам ассоциации «КыргызАлкоПром» Арсен Айдаров.
По предварительным данным кабмина, за счет введения монополии на спирт ожидается увеличение налоговых поступлений от отрасли до 1.3 млрд сомов. А на деле все будет иначе, считают представители бизнеса. По их мнению, скоро на прилавках рынков и магазинов Кыргызстана будет продаваться в основном российская водка.
«Наши власти утверждают, что объем акциза сокращается. Но по официальным данным, объем производства и импорта спирта в 2020 году составил 3.9 млн декалитров. А в 2021-м – 5.5 млн декалитров. То есть был рост и производства, и импорта», – рассказал Арсен Айдаров.
По данным ассоциации «КыргызАлкоПром», в 2021 году по сравнению с 2020-м импорт алкогольной продукции увеличился на 60%, а производство — на 30%.
Производители спирта понимают желание кабмина контролировать отрасль и предлагают разработать механизм взаимодействия Кара-Балтинского спиртзавода с заводами, производящими спирт класса «Альфа». Поскольку Кара-Балтинский завод выпускает только «Люкс», он мог бы размещать заказы на других спиртзаводах для тех переработчиков, которые хотят выпускать водку на основе спирта высшего класса.
Так, частные заводы не будут продавать спирт класса «Альфа» напрямую переработчикам, а будут производить его только по госзаказу. И Кыргызстан не потеряет объемы производства и будет, как и прежде, выпускать качественный спирт, благодаря которому местное производство алкогольных напитков может конкурировать с импортным.