Опубликовано
18.11.2022, 08:34Предприниматель потерял два года и крупного инвестора из-за халатности работников Министерства юстиции. Они отказались регистрировать его компанию из-за якобы некорректного перевода названия фирмы на государственный язык.
Частный предприниматель Эрнист Досумбетов в 2020 году задумал создать рекреационную зону в городе Караколе. Она предполагала строительство коттеджей из сруба с сопутствующей инфраструктурой и услугами.
«Моей идей заинтересовались инвесторы из Казахстана. Они приезжали, были проведены первичные переговоры. Сумма вложений с их стороны оценивалась в $400-500 тысяч», — рассказывает Эрнист.
Дело оставалось, как тогда казалось, за малым — получить государственную регистрацию компании. Название было выбрано и утверждено учредителями — «Жемчужина Каракола».
«Я собрал все необходимые документы и подал их в Министерство юстиции для регистрации. Из своего опыта, три года проработал специалистом в Минюсте, я знал, что процедура займет не более трех дней», — говорит предприниматель.
Однако не в указанный срок, не много позже «Жемчужина Каракола» не была зарегистрирована.
«Когда мне удалось попасть на прием к заместителю начальника Чуй-Бишкекского управления, он мне объяснил, что задержка связана с тем, что название компании указано только на русском языке и для регистрации необходимо перевезти его на государственный язык, а именно «Каракол Бермети». Я возразил, что название компании — имя собственное и оно по правилам не переводится, а вот организационная форма — Общество с ограниченной ответственностью под это правило не попадает. Поэтому я перевел его, а наименование фирмы оставил без изменений», — поясняет Эрнист.
Чиновник посчитал это нарушением и отказал предпринимателю в регистрации.
В результате у бизнесмена заняло долгих два года, чтобы доказать свою правоту. Жалоба в Министерство юстиции, поданная 8 июня 2020 года, результатов не дала. Там лишь частично удовлетворили ее. В итоге не изменилось ровным счетом ничего.
Эрнист Досумбетов был вынужден обратиться с иском в Административный суд Бишкека. Он, в свою очередь, 1 декабря 2020 года вынес решение, согласно которому признал действие чиновников незаконными и подлежащими отмене.
Административный суд пришел к выводу, что законодательством КР не определено требование перевода имени собственного в фирменных наименованиях юридических лиц. Также, как и нет НПА, дающих представителям Минюста право проверять правильность смыслового перевода имени. Таким образом, должностные лица ведомства вышли за рамки своих полномочий при отказе предпринимателю в регистрации компании.
Однако это решение уже не устроило Министерство юстиции, представители которого подали апелляцию. 2 февраля 2021 года судебной коллегией по административным делам Бишкекского городского суда было вынесено определение — оставить решение Административного суда Бишкека без изменений. А апелляционная жалоба Чуй-Бишкекского управления юстиции оставлена без удовлетворения.
Эрнисту Досумбетову удалось добиться справедливости. Однако инвестор за это время ушел, он не стал ждать пока решится вопрос. Но бизнесмен не унывает, он уверен, что ему удастся воплотить в жизнь задуманное.
Кроме того, он задался новой целью — помочь всем тем предпринимателям, чьи права и интересы таким же образом были нарушены сотрудниками Министерства юстиции. На основании постановления Административного суда Бишкека он требует, чтобы предпринимателям восстановили их право на фирменное название компаний.
«По моим собственным подсчетам таких бизнесменов, как я, которым сотрудники Минюста навязали перевод названия компании, около 10 тысяч. Я хочу, чтобы им всем переделали свидетельства о регистрации с оригинальными названиями. И это непросто прихоть. Самодеятельность сотрудников Минюста создает очень много сложностей при ведении предпринимательской деятельности: при переводе денег, заключении контрактов, получении кредитов и т. д. Свидетельство о регистрации с двумя разными названиями на разных сторонах — по сути фиктивный документ», — считает Досумбетов.
В связи с чем для устранения разночтения фирменных наименований юридических лиц и приведения их в соответствие с нормами законодательства Эрнист направил в Министерство юстиции письмо. Сейчас оно находится на рассмотрении.