akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: investingnotes.trade

    Опубликовано

    03.02.2020, 08:40

    Как кыргызстанский бизнес может привлечь инвестиции из России?

    В Кыргызстане профессиональным участникам фондового рынка рассказали о возможностях привлечения инвестиций на Московской бирже. Телемост совместно с российскими коллегами организовало ЗАО «Кыргызская фондовая биржа».

    «Акчабар» расспросил вице-президента КФБ Медета Назаралиева о том, какие компании могут сегодня выйти на фондовые рынки ЕАЭС, сколько это стоит и что выход на рынки партнеров по союзу даст бизнесменам.

    — Расскажите немного о мероприятии, которое проводилось в стенах КФБ. О чем говорили профессиональные участники рынка с российскими коллегами?

    — Это была онлайн-презентация. Кыргызстанским брокерам рассказали о возможностях выпуска долговых ценных бумаг с последующим размещением их на Московской бирже. 

    На сегодняшний день ни одна компания пока не вышла на российский рынок. Для того чтобы это произошло, необходимо заинтересовать предпринимателей, они должны знать о такой возможности и понимать, как выйти на рынки ЕАЭС. Это первый шаг.

    — Вызвала ли данная информация интерес у профессиональных участников рынка?

    — Говорить о том, что в первую встречу был оживленный интерес, пока не приходится, но наши участники сделали для себя выводы, заметки. Если они увидят интерес у отечественных компаний, то смогут предложить им российский фондовый рынок. Законодательство, схемы схожи, так что они знают, как это сделать.

    — С какими сегодня трудностями могут столкнуться компании при выходе на биржи стран — участниц ЕАЭС?

    — Сегодня идет большая работа в странах союза по формированию общего биржевого пространства. Делается это для того, чтобы участники торгов и ценные бумаги имели взаимный допуск на торговые площадки. Чтобы нашему брокеру стать участником торгов в другой стране, применяются очень высокие требования по уставному капиталу, лицензии и т. д. А компаниям приходится повторно проходить листинг. Все эти моменты будут устранены в рамках гармонизации законодательств. Мы ожидаем увидеть первые результаты этой работы через два года, как раз в течение этого периода должна быть закончена дорожная карта.

    — А есть ли у отечественных компаний сегодня интерес выхода на фондовые рынки ЕАЭС?

    — У нас в Кыргызстане много компаний, которые показывают очень хорошие обороты. Это говорит о высоком потенциале. И его видят профессиональные участники с России. На нашем рынке много нераскрытых компаний, которые могли бы через фондовые рынки ЕАЭС привлекать деньги.

    — Что нужно для того, чтобы выйти на фондовой рынок России?

    — Для того чтобы выйти на Московскую биржу, выпустив корпоративные облигации, в первую очередь необходимо оплатить комиссионные брокерской компании как андеррайтера, рейтингового агентства, которое будет вашу компанию оценивать, услуг по размещению на самой бирже и наконец Национального расчетного депозитария РФ. 

    В России регулирует фондовый рынок Центральный банк, у него есть список одобренных бирж, которые они признают. Кыргызская фондовая биржа в этом списке есть. Это значит, что те листинговые компании, которые есть у нас на бирже, автоматически получают кросс-листинг (технический листинг) на Московской бирже без дополнительных процедур.

    — В каких случаях есть смысл выходить на фондовый рынок других стран, той же России?

    — Сегодня вообще в понятиях фондовый рынок и привлечение инвестиций нет границ. Крупные компании России и Казахстана смотрят в сторону зарубежных фондовых бирж. Оттуда они привлекают огромные денежные средства, потому что местный фондовый рынок не может обеспечить инвестиции, например, в $1 млрд.

    По этому же принципу нашим компаниям есть смысл выходить на рынок России, если нужны инвестиции более чем 1 млрд сомов. Кроме того, это возможность получить деньги под более низкий процент. У нас он варьируется от 12% до 17%. Все зависит от того, насколько компания, которая выходит на рынок, известна. В РФ от 12% до 14%. К тому же это имеет смысл если нужны вливания в рублях. 

    На практике мы видим, что кыргызстанские компании в среднем выходят на рынок с объемом от 30 до 500 млн сомов — это малый и средний бизнес. Для нас это хороший показатель. В России и Казахстане объемы другие, гораздо больше. 

    Так что для привлечения 50-100 млн сомов нет нужды выходить на внешние рынки, эти средства можно прилечь у нас в стране. Для примера в прошлом году микрофинансовая компания «АБН» выпустила корпоративные облигации на 30 млн сомов, они были распроданы за две недели. То есть спрос у нас достаточно хороший. Выход на биржи соседних стран — это следующий шаг. 

    — В Кыргызстане есть компании, которым интересны инвестиции в крупных объемах?

    — Есть требование закона о том, что компания может выпустить долговые облигации объемом, не превышающим собственный капитал компании. У банков есть хорошие возможности, так как у них только по требованию НБ КР уставный капитал не может быть ниже 600 млн сомов. К примеру, KICB начиная с 2013 по 2017 год выпустил четыре эмиссии общим объемом 800 млн сомов, Торговый дом «Тысяча мелочей» — на 513 млн сомов, микрофинансовая компания «Салым Финанс»— около 300 млн сомов. 
    Если собственный капитал компании не позволяет выпустить в крупном объеме облигации, то компании могут рассмотреть вариант с выпуском акций и выйти на биржу посредством IPO.

    — Во сколько компании обходится выход на Московскую биржу? 

    — По стоимости все зависит от выбора брокерской компании, у каждой своя стоимость. Есть крупные компании, которые работают от 1 млрд рублей и выше по выпуску облигаций. Есть те, которые работают с меньшими объемами.

    Я не могу озвучить комиссию — это остается между эмитентом и брокером. Если же говорить приблизительно, то в среднем общие затраты составят от 2% в зависимости от объема выпуска.


    Читать похожее

    • Денежный оборот в банках Кыргызстана: внесли 1.3 трлн сомов, но сняли еще больше
      В кассы коммерческих банков Кыргызстана во втором квартале 2024 года принесли 1.3 трлн сомов, но население и компании забрали еще больше, нарастив объем снятия наличных денег. На фоне роста наличных в обращении возвратность денег в банковскую систему начала снижаться.
      06.09.2024, 02:56:06
    • Денежные переводы в Кыргызстан: тенге стало меньше, а вот долларов, евро и рублей — больше
      За первое полугодие 2024 года в Кыргызстан через международные системы переводов поступило 93.3 млрд сомов. Всего было совершено 3.2 млн транзакций. В итоге средний перевод составил чуть более 29 тысяч сомов.
      02.09.2024, 11:35:44
    • Почему Нацбанк не дает прогнозы курса доллара?
      С 1993 года, с момента введения в обращение кыргызского сома, в Кыргызской Республике принята система обмена валют, в целом свободная от каких-либо ограничений. Было принято решение о введении плавающего обменного курса, подразумевающее определение обменного курса рыночными правилами, то есть спросом и предложением на иностранную валюту. В рамках данного режима Национальный банк не является жестким регулятором внутреннего валютного рынка, не определяет тенденции курсов валют и не устанавливает границ колебаний обменного курса. В зависимости от ситуации на валютном рынке и рыночных трендов на тот или иной момент Национальный банк придерживается действующей в Кыргызской Республике политики плавающего обменного курса, осуществляя валютные интервенции только по мере необходимости и в случае значительного разрыва между спросом и предложением иностранной валюты. Это делается для предотвращения резких колебаний обменного курса сома.
      24.07.2024, 04:34:14
    • Насколько законно брать процент за обслуживание в кафе-ресторанах?
      В последнее время кыргызский интернет заполонили ожесточенные споры о необходимости оплаты процента за обслуживание в кафе и ресторанах. «Акчабар» обратился к председателю Ассоциации HoReCa Club Гульзат Раимбековой, чтобы разобраться в ситуации.
      12.07.2024, 03:19:41