Опубликовано
13.09.2023, 11:59Внедрение цифровой валюты — это уже не просто идея, это процесс, который происходит прямо сейчас. Однако, как это обычно бывает, при реализации идеи обнаружились слабые места. Мало кто знает, но первоначальная концепция цифровой валюты ставит под угрозу всю банковскую систему и в целом может изменить ландшафт финансовой системы.
Если Кыргызстан только анонсировал создание платформы для национальной цифровой валюты, то в России проект уже начал работать в пилотном режиме. Эксперты и раньше говорили об угрозах, которые может создать централизованная цифровая валюта. В частности, для коммерческих банков переход к цифровым деньгам может обернуться потерей влияния.
Во-первых, национальную валюту, неважно она цифровая, безналичная или наличная, выпускает центральный банк, в нашем случае НБ КР. Таким образом, в теории цифровая платформа предоставляет регулятору возможность осуществлять выпуск денежных средств в оборот напрямую, минуя банковский сектор, практически мгновенно.
Во-вторых, в случае, если концепция цифровой валюты подразумевает, что центральный банк будет являться единственным ее оператором, то все операции с ней (переводы, депозиты, и даже кредиты) будут контролироваться исключительно национальным регулятором. И при постепенном или разовом переходе страны на цифровые деньги банки могут лишиться дохода от проводимых ранее операций, а значит, не все из них останутся.
В июле Национальный банк Кыргызстана выпустил постановление, согласно которому внедрение цифрового сома в республике произойдет не ранее 2027 года. Но учел ли регулятор всевозможные риски и как намерен их нейтрализовывать? Редакция «Акчабар» обратилась к НБ КР для того, чтобы лучше понять концепцию цифрового сома и то, как будет происходить оборот новой денежной единицы.
Стоит отметить, что платформа цифрового сома включает в себя двухуровневую розничную модель. То есть Национальный банк как эмитент будет выпускать цифровой сом, а после распределять между коммерческими банками и Центральным казначейством. В то же время платформа будет работать на основе кошельков, открывать и пополнять, которые будет сам регулятор. Однако заявление об открытии кошелька будут принимать комбанки.
Таким образом, платформа цифрового сома будет работать следующим образом:
Банк инициирует открытие кошелька для цифровой валюты и ее покупку для себя.
Затем Национальный банк списывает ранее зачисленные на корреспондентский счет комбанка денежные средства и зачисляет их в виде цифровой валюты на кошелек этого комбанка.
Позже по требованию клиента коммерческий банк отправляет запрос на открытие личного кошелька клиента и соответственно списав денежные средства (безналичные или наличные) открывает кошелек для клиента.
Затем комбанк со своего кошелька списывает цифровой сом на кошелек клиента.
И в итоге информирует клиента о том, что цифровой кошелек открыт.
Так выбранная Нацбанком модель не исключает комбанки из системы работы цифровой валюты, что нивелирует риски для банковской системы. Однако, все же работа банков может перетерпеть изменения. Цифровой сом имеет ряд преимуществ, в том числе сокращение транзакционных издержек и скорость расчетов.
«Внедрение цифрового сома окажет влияние на ускорение платежей, а также повлияет на стоимость транзакций, поскольку платформа будет базироваться на передовых технологиях и современной инфраструктуре», — пишут специалисты НБ КР.
Исходя из этого, можно предположить, что основная часть доходов, поступаемая за счет проведений различных транзакций, значительно сократится. А следовательно, это может отразиться на доходах комбанков.
Также регулятор подчеркивает, что при реализации проекта цифрового сома рассматривает его в первую очередь как средство платежа и хранения.
«Нацбанк активно изучает и наблюдает опыт по внедрению цифровых валют центральных банков разных стран. После разработки прототипа банком будет проводиться пилотное тестирование выбранной модели, в ходе которого будут принимать участие и коммерческие банки, а также оговариваться условия тестирования», — отметили в НБ КР.
Добавим, что центральные банки стран ЕАЭС, где полным ходом идет разработка цифровой валюты, также понимают риски для банковской системы и делают все, чтобы минимизировать их. Именно поэтому они в основном рассматривают гибридную модель цифровой платформы.