Опубликовано
19.01.2024, 10:20Государственный долг — это деньги, которые правительство занимает для финансирования своих расходов. Управление долгом требует тщательного анализа, чтобы избежать фискальных рисков, которые могут негативно повлиять на способность страны выполнять обязательства по обслуживанию долга. Даже небольшое колебание, такое как увеличение курса иностранной валюты на 1 сом или рост доходности государственных ценных бумаг, может создать дополнительные трудности для республики.
Основным инструментом для анализа и управления госдолгом, по информации Минфина, является модель анализа устойчивости долга (DSA). Она помогает понять, как текущий уровень долга и будущие заимствования могут повлиять на способность страны выплачивать свои долги.
Вот несколько ключевых факторов, влияющих на государственный долг:
Экономисты анализируют прогнозы ВВП на ближайшие годы (2024—2026 годы), опираясь на макроэкономические показатели. Важность этих прогнозов в том, что они помогают понять, сколько денег потребуется на обслуживание внешнего долга страны.
Согласно прогнозам, сумма, необходимая для погашения и обслуживания внешнего долга, составит 43 млрд сомов в 2024 году, 49.3 млрд сомов — в 2025-м и 49.4 млрд сомов — в 2026 году. Однако это лишь базовый сценарий, а также есть и альтернативные.
Первый сценарий рассматривает ситуацию, где валютный курс сома повысится на 1 сом по отношению к инвалютам. Если это произойдет, Кыргызстан столкнется с дополнительными затратами на обслуживание своего государственного внешнего долга. При таком сценарии сумма обслуживание внешнего долга вырастет к базовому в 2024 году на 400 млн сомов, в 2025-м — на 560 млн сомов, в 2026 году — на 538 млн сомов.
Второй сценарий предусматривает более значительное увеличение курса — на 5 сомов. Этот сценарий предполагает еще большие расходы на обслуживание госдолга. В период с 2024 по 2026 год они составят от 45.4 млрд сомов до 52.05 млрд сомов. То есть уже в 2024 году траты на выплату внешнего долга могут вырасти на 2.3 млрд сомов.
Эти сценарии показывают, что даже небольшое увеличение валютного курса может привести к значительному росту государственных расходов на выплату внешнего долга.
Представьте, что у страны есть свой «кошелек» — бюджет. В этом «кошельке» могут быть как свои деньги, так и занятые у других, но внутри своих границ — это и есть внутренний долг. Когда страна берет деньги в долг, она выпускает государственные ценные бумаги, векселя и облигации. Это как ценная бумага, которая является гарантом возвратности занятых денег.
Фискальный риск здесь — это опасность того, что долги страны могут оказаться больше, чем она планировала. Это может случиться, если проценты по ГЦБ (сколько страна должна будет заплатить сверху при возврате долга) вырастут. Проценты могут увеличиться, если, например, инфляция вырастет выше установленных прогнозов, то есть цены на товары и услуги будут выше ожиданий.
Если инфляция повышается, инвесторы, которые покупают ГЦБ, хотят больший процент, чтобы компенсировать обесценивание денег. В таком случае правительству придется платить больше по своим долгам.
Минфин запланировал тратить на выплаты внутреннего долга в ближайшие три года 88.5 млрд сомов. Но опять же, это базовый сценарий.
Первый альтернативный сценарий предполагает, что в ближайшие годы доходность государственных бумаг увеличится на 1%. Под воздействием этого роста, расходы на погашение и обслуживание внутреннего долга вырастут. В 2024 году эти расходы составят 24.2 млрд сомов, в 2025-м — уже 26.9 млрд сомов, а в 2026 году достигнут 38.3 млрд сомов.
Второй сценарий предусматривает более значительный рост доходности — на 5%. Согласно этому сценарию, расходы на погашение и обслуживание внутреннего долга увеличатся в 2024 году на 900 млн сомов, в 2025 году — 1.1 млрд сомов, а в 2026 году — на 1.5 млрд сомов.
С каждым отдельным риском страна вполне способна справиться, куда сложнее придется бюджету в случае реализации сразу нескольких негативных сценариев, например, если произойдет обесценивание нацвалюты и снижение ВВП. Но это, как уверяют в Минфине, маловероятно. В любом случае министерство будет продолжать осуществлять обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга своевременно и в полном объеме.