Опубликовано
20.05.2024, 06:57Энергия — это то, что поддерживает жизнь нашего общества, включая топливо для транспорта, электричество для освещения и работы множества аппаратов и технических приборов, а также газ для приготовления пищи. Сейчас абсолютно невозможно представить жизнь без энергии. Но надвигающийся энергетический кризис угрожает серьезно ограничить все те аспекты, которые стали столь важными в нашей повседневной жизни. Изменения в производстве и потреблении энергии необходимо внести сейчас, чтобы избежать катастрофы не только в необозримом будущем, но и этой предстоящей зимой. А потому мы решили разобраться, как возобновляемые источники энергии могут помочь в повседневной жизни, а также о том, как ВИЭ можно внедрять в квартиры и офисы, насколько это доступно и эффективно.
Президент «Юнисон групп» Нурзат Абдырасулова отмечает, что в энергетическом балансе Кыргызстана ВИЭ занимает только около 1%. Хотя потенциал развития видов возобновляемых источников энергии в нашей стране очень большой. И это, конечно, в первую очередь гидроэнергетика — на реках можно построить сотни малых ГЭС.
А также еще один динамично развивающийся сектор — это солнечная энергетика, ведь в нашей стране пользоваться энергией солнца можно практически круглогодично. Также в нашей стране есть потенциал развития геотермальных источников и биогаза.
«У нас очень большое количество электроэнергии потребляется домохозяйствами. Это в первую очередь отопление. Можно сокращать электропотребление путем установления энергоэффективных технологий. Например, использовать солнечные станции, тепловые насосы, умные печи, утеплять здания и сооружения. Это также вопрос децентрализации, когда мы очень сильно зависим от одного источника — это создает определенные угрозы, потому что если этот источник выходит из строя даже на короткий срок, как, к примеру, ситуация с ТЭЦ, произошедшая этой зимой, то без тепла остается большое количество людей. Диверсификация источников энергии и децентрализации энергоснабжения — это большой стратегический вопрос, на который нужно обратить внимание. И здесь надо будет внедрять альтернативные источники — солнечные коллекторы, насосы», — говорит она.
Нурзат Аскарбековна уверена, что мы могли бы обратиться к опыту северных стран, к примеру, Норвегии и Финляндии, в части использования тепловых насосов. Там такие ВИЭ применяются повсеместно, и это оптимальное решение по части отопления с одной стороны попутно решает вопросы экологии с другой.
Программа «Миллион солнечных крыш», к примеру, реализуется в странах Европы, в США и Японии. Она включает субсидии государства на установку солнечных модулей на крышах зданий общей электрической мощностью до 3.5 кВт на одну семью и присоединение к электрической сети через инвертор и электрический счетчик.
«Это позволяет включить в сеть энергогенерации домохозяйства и стать частью большого рынка электроэнергии. Таким образом люди сами будут заинтересованы не только экономить, но и производить, и получать выгоду из этого в перспективе. Я думаю, что для Кыргызстана такой подход возможно тоже применим, потому что тогда у нас увеличится количество вырабатываемой энергии от ВИЭ, с другой стороны — это приведет к либерализации энергетического рынка, также будет больше понимания среди населения по поводу стоимости электроэнергии, каким образом образуется тариф и как на это влияют разные источники энергии», — говорит она.
Кстати, «Юнисон групп» работает в области энергоэффективности уже более 22 лет. За консультациями к специалистам организации обращаются как представители бизнеса, так и простое население.
«С экономической точки зрения меры, которые вы внедряете по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, должны быть экономически окупаемыми, но они и по ценовым показателям должны быть доступными. Стоимость оборудования тоже зависит от многих факторов: откуда оно, сколько поставщиков на рынке, какая между ними конкуренция. Думаю, что нужно давать различные методы экономических механизмов — налоговые льготы, различные преференции, чтобы было больше проникновения этих технологий на наш рынок. На сегодняшний день рынок не такой большой, и потому обычно люди, которые к нам обращаются, — это те, кто понимает преимущества таких технологий, либо те, кто хочет получить какие-либо преференции через льготные кредиты и гранты. На сегодняшний день в стране наблюдается дефицит выработки электроэнергии, и это очень сильно связано с водными ресурсами, с изменением климата, и это еще один показатель того, что пока мы не дифференцируем выработку источников электроэнергии, сильно будем зависеть от воды», — считает Нурзат Абдырасулова.
В «Юнисон групп» нам рассказали, как кыргызстанцы уже внедряют энергоэффективные технологии в своих домах. К примеру, пенсионер Болот Шакиров жил в старом неутепленном доме в селе Беш-Кунгей, в котором не было ремонта более 12 лет. Через деревянные окна зимой проникал студеный воздух. А тепло из комнат уходило через крышу, пол всегда был холодным. Поэтому отопительный сезон в доме Болота Шакирова всегда начинался раньше и заканчивался позже, чем у других.
В 2023 году они решили больше не откладывать ремонт в долгий ящик и приступили к реконструкции в марте. Дом был построен из силикатного кирпича, который уступает по теплопроводным свойствам керамическому кирпичу. Поэтому желательно хорошо утеплять такое здание. Ремонт начали с крыши, потом перешли к стенам. На этом этапе строительства они обратились в программу финансирования зеленой экономики в Кыргызстане — KyrSEFF.
На консультацию в офис KyrSEFF Болот Шакиров пришел вместе с супругой. Инженеры им все подробно рассказали и объяснили. Посоветовали использовать энергоэффективные материалы.
Семья обратилась в один из банков за займом, кредитные специалисты приехали к ним домой, сделали оценку и оперативно выдали денежные средства. В итоге было произведено утепление стен базальтовой плитой толщиной 5 см, пола — пеноплексом 5 см, потолка — базальтом толщиной 10 см). Установлены пятикамерные энергоэффективные окна. Также был приобретен кондиционер с классом энергоэффективности «А».
На протяжении всего этапа строительства Болот Шакиров обращался за советами к команде KyrSEFF, и уже в сентябре 2023 года их дом был полностью обновлен. Площадь здания увеличилась со 100 кв.м до 135 кв.м. Фасад покрыт жидким травертином.
Экономия энергии составила 40.5 МВтч/г, экономия выбросов углекислого газа составит 21.5 тонн/год. В отопительный сезон Болот Шакиров уже успел оценить внедренные новинки — когда соседи начали топить печи в первые холода, в доме у мужчины было тепло и комфортно и без отопления.
В офисе организации никогда не бывает ситуаций, когда у них отключают свет, даже если весь район останется без электричества, сотрудники все равно смогут продолжить работу. Или же когда в Бишкеке ежегодно, в профилактических целях отключают горячую воду, в офисе она есть. А все потому, что в помещении применены все технологии, которые могут быть пригодны для организации такого типа пассивного здания.
Специалист по энергоэффективности «Юнисон групп» Жаныбек Кулумбетов рассказал, что такие установки могут быть применены не только в офисе, но и в доме, или квартире.
«Наша организация более 20 лет работает в области экологии, изменения климата, энергоэффективности. Поэтому, когда мы начали строить новый офис, то сразу спроектировали такое здание, которое меньше употребляет энергии и практически не выделяет углеродного следа. Стены построены из пенополиуретана шириной в 15 сантиметров – это здание считается утепленным, а потому в зимний период у нас всегда тепло. Окна энергоэффективные, что позволяет сберечь тепло и не допустить проникновения холода с улицы. Пол и потолок тоже утеплены. Для обеспечения теплом в холодное время года и прохлады летом установлен тепловой насос», — рассказал Кулумбетов.
Кроме того, чтобы экономить энергию для нагрева воды, на крыше установлены солнечные коллекторы, внутри здания бак аккумулятор для горячей воды.
«Наш офис занимает около 300 квадратных метров, мы установили 18-киловатный тепловой насос, потребляющий всего 6.5 киловатт-часов. Поэтому мы установили на крыше еще солнечную станцию мощностью 6,4 кВт.ч. В зимний период мы оплачиваем всего 6 тысяч сомов за отопление, а летом не платим, так как получаем электроэнергию от солнца», — рассказывает Жаныбек Кулумбетов.
Свежим воздухом помещение обеспечивает рекуператор. Этот прибор потребляет в среднем 18-20 ватт часов энергии, а это эквивалентно работе одной LED-лампочки. Также в офисе имеется датчик измерения качества воздуха внутри помещения. Когда воздух портится, этот прибор дает команду рекуператору, и он начинает интенсивно работать, обеспечивая достаточным свежим воздухом помещение.
«Мы замерили качество воздуха на улице и внутри помещения в зимний период. Оказалось, что этот мини-прибор на 50% улучшает качество уличного воздуха, который попадает в помещение. Такой ВИЭ-комплекс можно использовать и для частного дома, и для бизнес-объектов. Два года назад мы проводили тренинги в регионах и когда рассказывали про это оборудование и ВИЭ, то его не воспринимали всерьез, думали это дорого и неэффективно. Сейчас же больше 50% участвовавших хотят установить такое оборудование у себя на производстве», — говорит Кулумбетов.
Он также добавляет, что сейчас ВИЭ-приборы — удовольствие не из дешевых, например, солнечные панели смогут окупить себя только через лет десять, и, наверное, потому у многих и возникают сомнения в их установке. Но если посмотреть на это с другой стороны, то, к примеру, средняя иссык-кульская гостиница тратит в отопительный сезон 100 тонн угля, а это стоимость одного теплового насоса.
Кстати, в 2015 году в Париже 196 стран—сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата единогласно приняли новый документ. Парижское соглашение ставит перед странами, ратифицировавшими его, три основные цели: сдерживание глобального повышения температуры в пределах 2°С, но с постепенным переходом к 1.5 °С; повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата, направление финансовых потоков на устойчивое развитие с низким уровнем выбросов и адаптацию к изменению климата.
Кыргызстан присоединился к Парижскому соглашению в сентябре 2016 года во время 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстан и Туркменистан ратифицировали Парижское соглашение в 2016 году, Таджикистан — в 2017 году, годом позже его ратифицировал и Узбекистан.