Опубликовано
07.02.2020, 10:27В марте текущего года компания «Альянс Алтын», которая занимается разработкой месторождения Джеруй, планирует добыть свое первое золото. Этому предшествовал многолетний труд и миллионные вложения. И вот теперь, когда золотоизвлекательная фабрика близка к запуску, «доброжелатели» вновь заговорили о невыгодных для страны условиях и требуют, чтобы государству был отдан пакет акций в ОсОО «Альянс Алтын».
Накануне в Таласе активисты и местные жители при участии полпреда Таласской области и представителей компании-инвестора обсудили проблемы Джеруя и пути их решения. Надо отметить, все больше говорили о том, как добавить предприятию проблем, нежели их решить.
В частности, на встрече в сотый раз поднималась тема якобы невыгодных для страны условий разработки месторождения. Что поделать, память у людей короткая. Вспомнить хотя бы тот факт, что лицензия на разработку Джеруя была продана в 2015 году за $100 млн. Это самая большая сумма, которую кто-либо когда-нибудь выплачивал Кыргызстану.
«Как получить наибольший эффект для страны? В международной практике не придумали ничего лучше, чем проведение конкурса. Это самый оптимальный и наиболее выгодный путь для государства обеспечить разработку месторождения», — считает экономист Азамат Акенеев.
Что собственно и произошло, это самая крупная сделки как до истории с Джеруем, так и после. В период с 2014 по 2017 год стабильно росло количество действующих лицензий на пользование недрами, которые Кыргызстан предоставлял инвесторам. В то же самое время сумма поступлений от состоявшихся аукционов и конкурсов падала.
График красноречиво показывает вклад в бюджет средств, полученных от продажи лицензии на разработку Джеруя. Но на самом деле Кыргызстан получил значительно больше, чем $100 млн.
«В случае с Джеруем полностью все было проведено в соответствии с международной практикой. Государство выставило актив, причем достаточно проблемный. В свое время его отдавали другим инвесторам. И у них были свои претензии, они требовали, чтобы Кыргызстан выплатил им компенсацию. Дело рассматривалось в международном арбитраже, и республике грозила высокая сумма иска. Так что государство продавало не чистый, а проблемный актив», — напомнил историю продажи месторождения экономист.
Напомним, в 2010 году 60% предприятия по разработке Джеруя принадлежали казахстанской Visor Group. Однако после апрельских событий новое руководство страны отозвало лицензию. Основанием для аннулирования ранее достигнутых договоренностей послужило неисполнение инвестором условий соглашения. Для Кыргызстана это оказалось веской причиной. А вот для международного арбитражного суда — нет, и республику обязывали выплатить Visor Group $580 млн.
Когда месторождение выставили на аукцион, прямо скажем, очередь из инвесторов, желающих вложиться в проблемный актив, не выстроилась. По словам Акенеева, он был сильно удивлен, что на таких условиях вообще нашлась компания, которую заинтересовал Джеруй.
«Я считаю, что процедура продажи лицензии была полностью прозрачной и мы получили максимально выгодные условия по разработке данного месторождения. С учетом того, что мы требовали достаточно большой бонус в $100 млн. Такой бонус обычно никогда не требуют. Это очень тяжело для любой компании. Я, честно говоря, был очень сильно удивлен, что на таких условиях к нам вообще кто-то пришел. Инвестор выполнил все условия и забрал месторождение. Я вообще не понимаю, какие могут быть сейчас разговоры о том, что Кыргызстан отдал его на невыгодных условиях», — подчеркнул эксперт.
Отдельные популисты пытаются всячески дискредитировать усилия инвестора по урегулированию вопроса о претензиях Visor Group к КР. Более того доводя ситуацию до абсурда, требуя «Альянс Алтын» предоставить чеки по выплате $580 млн. Но на самом деле рьяные джигиты просто не понимают или делают вид, что не понимают, сути вопроса.
В 15 пункте статьи 4 «Условия пользования недрами» распоряжения правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2015 года было указано:
«Инвестор обязан обеспечить за счет собственных средств защиту интересов Кыргызской Республики и правительства Кыргызской Республики в международных судах и судах КР с предыдущим лицензиатом, его учредителями, другими бенефициарами и заинтересованными лицами по искам, связанным с правами на месторождение Джеруй, с правами на земельные участки, необходимыми для освоения месторождения, возмещать все расходы, включая выплаты по искам имущественного характера, признанные судом».
То есть инвестор должен был урегулировать споры с предыдущим лицензиатом за свой счет, сняв бремя с Кыргызстана. Что собственно и было сделано. По делу ICSID No. ARB/AF/13/1 между истцами и Кыргызской Республикой как ответчиком было подписано мировое соглашение о прекращении арбитражного разбирательства. Visor и Consolidated Exploration Holdings сняли все свои претензии к Кыргызстану. Плюс инвестор компенсировал республике судебные издержки.
Отдельные гражданские активисты уверены восстановить баланс «справедливости» еще можно путем передачи Кыргызстану 50-процентного пакета акций ОсОО «Альянс Алтын». В частности, на встрече в Таласе 5 февраля об этом говорил активист Айбек Мырза.
«Необходимо обеспечить обязательное наличие доли государства в компании, занимающейся разработкой золоторудного месторождения Джеруй», — озвучил Айбек Мырза собравшимся текст специальной резолюции.
Если посмотреть на это предложения со стороны, то выглядит это примерно так: Я отдал, я забрал. Видимо, молодому активисту не знакомы такие понятия, как заключение соглашения, закрытие сделки и самое главное — исполнение взятых на себя обязательств. А еще он не знает, что менять условия сделки после ее заключения — плохая практика и выглядит уж очень невыигрышно.
«В данном случае есть две стороны — государство и инвестор. Наша сторона всегда хочет получить максимальную выгоду, чтобы как можно больше средств осталось в стране, в любом виде: дивидендов, налогов и т. д. И мы это получили. Но нам также не стоит забывать и об интересах инвестора», — отметил Акенеев.
Действительно, не надо путать, инвестор — это не меценат, он не занимается благотворительностью. Его цель — заработать, а задача государства — осуществлять надзор за тем, чтобы условия лицензионного соглашения исполнялись.
«Недовольные будут всегда. Люди не все одинаково грамотные. Популисты или лица, которые пытаются извлечь для себя выгоду, они всегда будут морочить населению голову. Мы должны уважать себя. Если Кыргызстан согласился на эти условия, подписал документ, как говорится, пожали руки, а сейчас пытаемся пересмотреть. Но так нельзя — это просто стыдно, честно говоря», — подчеркнул эксперт.
Сегодня разработкой Джеруя занимается ОсОО «Альянс Алтын». По данным Минюста КР, 100% акций компании принадлежит ОсОО «Восток-геолдобыча», которое в свою очередь входит в группу «Русская Платина». Бенефициаром является бизнесмен Муса Бажаев. По инициативе активистов часть активов российского предпринимателя должны перейти государству. Но готов ли Кыргызстан взять на себя такой груз? Именно груз. Дело в том, что если мы хотим акции в компании, то должны нести и риски, и затраты пополам.
«Понятие доли предполагает не только прибыль, но и соответствующие риски, например цена на золото упадет, произойдет ЧС из-за чего стоимость разработки возрастет. Кроме того, государству придется участвовать в инвестировании. Так что это идея — не сплошные плюсы. Это не так, что мы вошли в долю и будем к имеющимся бонусам получать еще и прибыль. Если мы хотим получить свою долю, то естественно, что акционеры имеют полное право требовать, чтобы мы возместили им половину стоимости лицензии, средства, потраченные на урегулирование вопроса с прошлым лицензиатом, и плюс 50% инвестиций, которые уже были сделаны», — прокомментировал идею активистов экономист.
Точно сказать сейчас, сколько бы получил Кыргызстан, став держателем акций «Альянс Алтына», сложно, а вот во сколько бы ценные бумаги ему обошлись, вполне реально. Из открытых источников известно, что общие вложения компании превысили $1 млрд. То есть как минимум половину республика должна будет отдать за 50-процентный пакет.
«По предварительным данным, не ранее, чем через 10 лет ожидается прибыль. До этого времени компания будет восстанавливать свои понесенные затраты плюс операционные расходы. То есть если мы сейчас войдем в долю, то с завтрашнего дня не начнем получать прибыль. Нам придется ждать много лет и взять на себя часть расходов. На мой взгляд — это не очень выгодно», — поделился специалист.
На сегодняшний день Джеруй — самый крупный и солидный инвестор, который есть в Кыргызстане, не только в горнорудной отрасли. Поэтому естественно, что все будут смотреть на это проект.
«Если у них пройдет все успешно, они будут спокойно разрабатывать месторождение и работать, то это будет хорошим позитивным сигналом для международных инвесторов о том, что в Кыргызстане можно осуществлять деятельность», — добавил Азамат Акенеев.
Все эти разговоры поднимаются именно сейчас, потому что основные расходы позади, предприятие готовится к добыче своего первого золота. И кто-то сегодня просто играет на настроении людей в личных целях.
«То, что Кыргызстан был обманут, что соглашение было невыгодно, — это откровенная ложь. Продажа совершалась на основе открытого прозрачного конкурса. Думаю, что сегодня происходит банальный шантаж. Здесь многое зависит от позиции наших государственных органов, нашей власти. Должен быть дан четкий и понятный сигнал всем со стороны государства о том, что инвестор пока ничего не нарушил, он работает полностью в соответствии с законодательством и выполнил все взятые на себя обязательства», — заключил эксперт.