Менеджер CEB Зузана Шейткова: о кредитах на линии метробусов, современный онкоцентр, чешский технопарк и многое другое

07.02.2017, 10:05 Дмитрий Денисенко
Менеджер CEB Зузана Шейткова: о кредитах на линии метробусов, современный онкоцентр, чешский технопарк и многое другое

В сентябре прошлого года Российско-Кыргызский фонд развития привел в Кыргызстан Чешский экспортный банк (CEB, Czech Export Bank). Начав сотрудничество с кредитования небольших предприятий, сейчас стороны уже вплотную рассматривают финансирование масштабных инфраструктурных проектов: строительство линий метробусов в Бишкеке, замену лифтов, перевод на зеленые технологии целого города – Каракола, строительство ГЭС. Все о самых интересных проектах и потенциале кыргызско-чешского сотрудничества в интервью Акчабару рассказала менеджер CEB Зузана Шейткова.

- Приход CEB в Кыргызстан связан с сотрудничеством с РКФР, в этой связи позвольте узнать, как продвигается ваша совместная работа по финансированию проектов в КР?

- После наших первых контактов с РКФР мы приняли к рассмотрению 16 заявок на предоставление кредитов. Сейчас окончательно одобрено финансирование двух проектов – это поставка нового отопительного оборудования и осветительных систем (солнечные панели) для группы компаний Дасмия (на сумму $120 тыс.) и эко-резорт Кара Булак ($45 тыс.).

Для закрытия сделок остается выставить аккредитивы. Это вопрос пары недель. И после завершения всех процессов мы официально объявим об успешном заключении первых финансовых соглашений.

При этом сами бизнес-партнеры: с кыргызстанской стороны – это Дасмия и Кара Булак, а с чешской – производитель умных решений для отопления Regulus, активно взаимодействуют и оборудование фактически поставлено и установлено.

  • Regulus чешский производитель отопительной техники, работающей на возобновляемых источниках энергии. В прошлом году Regulus открыла свое дочернее предприятие в Кыргызстане.

Остальные проекты, думаю, закроем до конца года – они небольшие и касаются поставок оборудования. Самым важным было начать. Когда 2 заявки успешно проведены, отлажено взаимодействие, работа по оставшимся проектам будет идти быстрее.

После этого начнем работать над большими проектами. За время нашего сотрудничества с РКФР мы определили много других перспективных направлений взаимодействия. Они касаются реализации крупных инфраструктурных проектов, которые повлияют на развитие всей страны.

Здесь нужно хорошо поработать: просчитать все этапы реализации проектов, привлечь заинтересованные стороны, выбрать технологии, которые бы полностью отвечали потребностям и подошли нашему финансированию.

Эти кейсы очень интересные, но потребуют больше времени.

- О каких больших проектах идет речь?

- Их достоточно много.

Один из них – проект модернизации уличного освещения в Бишкеке. Причем это не просто освещение, а полноценное решение по смарт-сити. Менять 5 лампочек сегодня, когда завтра наступит эра автоматизированного управления транспортными потоками и систем Безопасный город, нецелесообразно.

Нужно уже сейчас подходить к этому вопросу комплексно, перенимать опыт инновационных городов и предусматривать установку не только освещения, но и оставлять место для камер видеонаблюдения для безопасности города, управления транспортом других элементов смарт-сити.

Активно прорабатываем проекты замены лифтов в Бишкеке, реконструкцию очистных сооружений в столице, а также городах Каракол и Токмок.

Очень хороший проект хотим реализовать по строительству линий метробусов в Бишкеке. Как мы видим, транспортная ситуация в городе не самая лучшая. Строить метро дорого, а организовать движение метробусов вполне реальная задача. Город этим вопросом занимается, и мы будем принимать участие.

Не на последнем месте стоит проект возведения онкологического центра. Ни в Кыргызстане, ни в соседних странах современного технологического онкоцентра нет. Его можно построить в Бишкеке, и он станет главным комплексом для всего Центрально-Азиатского региона.

Также мы рассматриваем финансирование строительства ГЭС, так как Кыргызстан – страна с огромным потенциалом возобновляемых источников энергии.

- Все эти проекты рентабельные?

- Все проекты, которые я перечислила выгодные. Мы в первую очередь банк. Вкладывать деньги в экономически нецелесообразные проекты мы даже не смеем.

Да, такие инфраструктурные проекты долго окупаются, и здесь нам нужен РКФР, потому что он может снизить риски по длительному финансированию.

К концу этого года нам хотелось бы начать реализацию хотя бы одного из больших муниципальных проектов. Для старта идеально подходит Каракол. Этот небольшой город можно полностью перевести на зеленые технологии. Причем в реальные сроки.

Мне бы хотелось приехать и увидеть, что школы в городе отапливаются солнечными панелями и тепловыми насосами от Regulus, новая водоочистительная система установлена Envi-Pur, а системы безопасности и освещения поставил Eltodo.

  • Envi-Pur занимается проектированием, производством и поставкой оборудования для экологии, ориентированного главным образом на область очистки питьевых и сточных вод и воздуха.
  • Eltodo занимается освещением, камерным слежением и телематикой для Праги и еще 200 городов Чехии и Словакии на основе государственно-частного партнерства и аутсорсинга услуг.

В Бишкеке такие проекты реализовывать достаточно долго: год на подготовку, год на утверждение, год на паспортизацию. Но зато Бишкек – важный пример для страны.

- По инфраструктурным проектам вы будете работать с муниципалитетами?

- Так как у вас хороший новый закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП), мы хотели бы поработать по этой схеме. Она лучше, потому что нам удобней и выгодней работать с коммерческой структурой, которая заинтересована в целевом использовании средств и получении прибыли. Городу ГЧП интересно будет тем, что он передает решение задачи в частные руки, не затрагивая муниципальный бюджет большими инвестициями на реконструкцию.

По опыту Европы мы знаем, что города не хотят этим заниматься. В этом случае им нужно создавать муниципальные предприятия, тратить на это средства госбюджета. Им легче определить частную компанию, которая все за них сделает, в том числе привлечет кредит, и получит за это оплату.

- У нас хороший закон о ГЧП?

- Да, он соответствует европейской практике. В чешских и других европейских городах мало муниципальных предприятий. Все инфраструктурные проекты (транспорт, освещение, очистные сооружения) реализуют по ГЧП. Это можно сделать и в Кыргызстане.

- Похожие инфраструктурные проекты, в частности по финансированию поставок общественного транспорта, в КР реализует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Они как-то связаны с вашими?

- Нет, но мы бы хотели работать совместно. Реконструкция инфраструктуры всегда требует огромных инвестиций. Я не думаю, что здесь мы с ЕБРР будем работать друг против друга.

Они могут финансировать одну часть, а мы другую. Например, мы не можем финансировать строительство муниципальных дорог и возведение самих остановочных комплексов. Но мы можем прокредитовать поставку автобусов и конкретного оборудования, технологий.

По этим вопросам, мы запланировали встречи с представителями ЕБРР и будем обсуждать схему, по которой можно реализовать инфраструктурные проекты.

Банки

- По небольшим проектам вы работаете через комбанки. Какие проблемы есть в работе с нашими кредитными организациями?

- Кредитовать малый и средний бизнес через коммерческие банки в первую очередь выгодно для Кыргызстана, так как это развивает финансовый сектор страны. Но при работе с банками мы действительно столкнулись с некоторыми трудностями.

Первая – залоговая политика. Кыргызстанские предприниматели постоянно спрашивают какие условия по залоговому обеспечению. Я ответить на этот вопрос не могу, потому что CEB это не решает. Наш банк дает деньги комбанку в КР и уже он определяет какой будет залог. Если комбанки накручивают залоговое обеспечение в 250-300%, то мы не можем на них повлиять.

Крупные заемщики, которые имеют вес, могут договариваться о других условиях и выбрать тот банк, который сделает лучшее предложение. А у представителей МСБ с небольшими запросами большого влияния на комбанки нет, ровно также, как и нет такого залога.

В этом случае есть проблемы и по нашим проектам. Мы вынуждены ждать решения банка. Здесь хотелось бы сказать, что банкам нужно развивать своих клиентов, даже небольших. В будущем это принесет им выгоду.

Вторая – выставление аккредитива. Работа с этим инструментом еще не налажена в Кыргызстане. Банки долго оценивают риски. Конечно, это все равно риски банка, но с другой стороны свои деньги они не затрагивают.

В этом случае вопрос снова упирается в наличие залога, который крупные предприниматели могут предоставить, а мелкие нет. Есть опасность, что последним придется выставить в качестве залога не только закупаемое оборудование, но и другое имущество. По такой схеме бизнесмену будет проще взять кредит, чем аккредитив.

Думаю, что сейчас выставление аккредитивов будет идти быстрее и проще. Тем более, по проектам Дасмии и Кара Булака мы наладили этот процесс с Кыргызским инвестиционно-кредитным банком (KICB) и Демир Банком.

Аккредитив хорош тем, что это практически универсальный инструмент и подходит почти для всех кредитов. Также мы видим, что у банков есть желание работать по аккредитивам.

По работе с финансовыми институтами Кыргызстана также есть проблемы из-за низкого рейтинга республики в классификации стран по уровню территориального риска, составляемого ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). КР имеет 7-ю категорию риска, то есть самую низкую из возможных. А иностранные фининституты не вкладывают в такие страны.

Хотя те банки, с которыми мы уже работаем – KICB и Демир Банк – с финансовой позиции сильные и могут претендовать на 3-ю категорию, но к сожалению, выше рейтинга свой страны они прыгнуть не могут.

Проще будет работать, когда свой рейтинг получит РКФР. Так как это международная организация она может получить хороший рейтинг и тогда напрямую через фонд мы сможем финансировать крупные проекты.

Бизнес-контакты

- Кыргызстанские компании интересуются поставками оборудования из Чехии, возможностью привлечь кредиты CEB?

- На что мы не жалуемся, так это на недостаток кыргызстанских предпринимателей, которые хотят покупать чешские технологии. В Кыргызстане очень активно работает почетный консул Чехии Марат Джаанбаев. Очень много заинтересованных предпринимателей обращаются в РКФР, чтобы больше узнать о финансировании по линии CEB и поставках оборудования.

  • Чехия занимает 7 место в мире в рейтинге стран по сложности экономики. Этот рейтинг характеризует диверсифицированность экспортируемых товаров. То есть Чехия – это страна-завод.

- А насколько в Чехии осведомлены о возможностях сотрудничества с компаниями из КР?

- В Чехии следующая ситуация: если один предприниматель видит, что у другого что-то получается в Кыргызстане, то он тоже хочет это получить. И сейчас таких много. Только на открытие консульства 25 января в Бишкек приехало сразу 20 бизнесменов.

Сейчас Regulus хочет построить здесь склад. Мы им предлагаем привлечь еще партнеров и получить у нас специальный инвестиционный кредит на развитие бизнеса за рубежом. Лучше, когда 2-3 компании вкладывают свои средства и возводят один объект – полноценный чешский технополис, где в дальнейшем можно разместить сборочные цеха.

Этот проект уже интересен Envi-Pur, Eltodo и Mavel. Последняя компания особенно заинтересована, так как она планирует строить в Кыргызстане 3 гидроэлектростанции и ей легче сюда перенести часть производства, чтобы собирать турбины и другие части станций.

  • Mavel производит и поставляет все виды турбин для малых гидроэлектростанций и микроГЭС.

Здесь мы говорим уже о стратегическом выходе на рынок. Компании понимают, что, имея склад в Кыргызстане, им легче будет выйти на Казахстан, Китай и другие страны.

- Есть ли у чешского, европейского предпринимателя опасения на счет КР?

- Опасения есть, и без государственной поддержки в форме участия CEB или РКФР они напрямую сюда не пойдут. Потому что это для них далекий рынок и достаточно тяжелый. Поэтому мы здесь и продвигаем первые проекты.

- Ваше сотрудничество с РКФР на 100% решает эту проблему?

- Наше сотрудничество решает проблемы в начале. А когда уже будут запущены несколько проектов, то предприниматели и без нас смогут работать. Но в начале мы им поможем в этом. Через 3-4 года мы будем работать только над большими проектами. Ежедневный бизнес будет справляться со всеми вопросами сам.

Перенимаем опыт

- Сначала в КР была проблема с дешевым финансированием. Заработал РКФР, появились доступные кредиты, но оказалось, что представляемые бизнес-проекты плохо проработаны. Были ли такие проблемы в Чехии и как они решались?

- Такое у нас было в 1990-е годы. У начинающих предпринимателей было много идей, но не было проработанных бизнес-планов. Они наблюдали за успешными проектами, и через 4-5 лет приходило понимание как реализовать задуманное. Процесс становления бизнеса у нас длился все 1990-е годы.

В Кыргызстане тоже много идей и вообще огромный потенциал. Деньги можно вложить в любую отрасль: энергетика, инфраструктура, пищевая промышленность. Но мало идеи построить молочный завод – это не бизнес-план. Нужно понять, как его строить, как финансировать. Необходимо время и опыт.

- Были ли в Чехии агентства по поддержке начинающих предпринимателей, консультанты?

- Агентства были. Но честно говоря только самые умные учатся на чужих ошибках, все остальные учатся на своих собственных. Нужно научить предпринимательскую среду думать. Консультации специалистов не излишни, но ни одно агентство не составит за вас и для вас идеальный бизнес-план.

- Каким опытом Чехия может поделиться с Кыргызстаном?

- В Кыргызстане нужно повышать уровень знаний о технологиях. В этом плане Чехия может помочь не просто поставкой оборудования, а поделиться знаниями как их использовать, как производить.

Мы прошли тот же самый путь. Сначала 10 лет покупали китайские технологии и пытались что-то из этого производить. Потом поняли, что нужно покупать качественное и учится работать с этим.

В начале 1990-х мы отказались от всего, что было нашим. Чешское было плохое, с Запада – хорошее. Почти 10 лет прошло пока мы не поняли, что нужно не только брать, но и учиться как это делать самим.

Мы пытаемся оставить технологии. Дело не в том, чтобы просто привезти оборудование. Мы можем научить не просто поставить молочный завод, а еще научить как продать молоко, какую продуктовую линейку выбрать, на какой рынок выходить, как выстроить дистрибуцию, следить за качеством молока и соблюдением стандартов, разбираться в законодательстве.

Тоже самое с банками – мы должны научить работать с новыми финансовыми инструментами. И тоже самое с реализацией инфраструктурных проектов. Проблема не в том, чтобы привезти троллейбусы. В такой обстановке зачем вам 10 троллейбусов? Мы должны поделиться опытом, как управлять транспортом и обслуживать, чтобы через 5 лет вторую фазу вы могли реализовать самостоятельно.

Кто в ЕС, кто в ЕАЭС

- Кыргызстан является членом Евразийского экономического союза, Чехия – Европейского союза. Какие по-вашему мнению есть плюсы и минусы от участия наших стран в этих объединениях?

- Членство в обоих союзах имеет как свои преимущества, так и недостатки. Но вхождение Кыргызстана в ЕАЭС чешские предприниматели воспринимают как большой плюс. Дело в том, что если бизнесмену из Чехии удастся выйти на рынок КР, то потом для него открывается все евразийское пространство. Кыргызстан – это ворота в ЕАЭС. Большинство чешских предпринимателей так это и воспринимают.

Сейчас мы реализуем с РКФР небольшие проекты, но скоро приступим к крупным. И, как уже сейчас говорят чешские бизнесмены, тогда они будут переносить сюда сборочные цеха или, как минимум, размещать склады. Потому что Кыргызстан имеет стратегическое положение и им важно здесь присутствовать. Если уже выйти на этот рынок, то тогда можно работать и с другими странами ЕАЭС.

И точно также с членством Чехии в ЕС. Если кыргызстанские предприниматели начинают сотрудничать с бизнесменами из Чехии, то для них открывается весь рынок Евросоюза. Также Чехия всегда может предложить Кыргызстану не только свои технологии, но и лучшие технологии из любой страны ЕС.

- А какие минусы существуют?

- Непросто перевозить товары через границу, если, конечно, вы не реализуете проект государственного масштаба. Все эти пошлины, оформление документов, транспортные издержки. Фактически оформлять нужно как вывоз продукции из одного таможенного союза, так и его ввоз в другое таможенное объединение.

Это конечно не непреодолимые препятствия, но хотелось бы, чтобы правила реже меняли. Проблемы возникают, когда начинают вносить изменения в законы и вводить новые правила.

- У какой страны СНГ наилучшие экономические отношения с Чехией?

- Правда в том, что наибольшие объемы товарооборота между Чехией и Россией. Но это просто исторически так сложилось. Сейчас интересно то, что с введением санкций и потерей ЕС рынка России, европейский бизнес начал искать другие рынки и стал больше работать с другими странами СНГ.

В последнее время наиболее активно развиваются отношения с Азербайджаном. Они совместно с европейскими предпринимателями реализовали много крупных инфраструктурных проектов. А по Центральной Азии вообще сейчас Кыргызстан на первом месте, потому что с Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном вообще, как будто никогда ничего не реализовывалось.

- Что необходимо Кыргызстану, чтобы наладить хорошие экономические связи с Чехией, Евросоюзом?

- Время.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть