Опубликовано
29.05.2024, 09:05В Кыргызстане предлагают ввести мораторий на экспорт сахара. С такой инициативой выступило Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Предлагается запретить вывоз сахара за пределы Евразийского экономического союза. Ранее на такие меры пошли Россия и Казахстан. Отразится ли это на стоимости сладкого продукта и какие меры необходимо предпринять государству, чтобы избежать негативных последствий, разбирался «Акчабар».
Предлагая ввести запрет на экспорт сахара, Кыргызстан следует понятной логике, считает экономист Асылбек Аюпов. Предложение Минсельхоза стало ответом на аналогичные ограничения, принятые странами—участницами ЕАЭС — Россией и Казахстаном.
«Есть такое понятие, как продовольственная безопасность. Сахар — продукт, входящий в этот перечень. Он используется практически во всех сферах пищевого производства, и не только. Спрос на него всегда большой. Россия — один из главных поставщиков сахара в Кыргызстан. Полностью обеспечить себя отечественным продуктом мы пока что не можем. В России произошел рост цен, и они таким образом решили обезопасить свой внутренний рынок. То же самое сделал и Казахстан. Это нормальная практика», — объясняет эксперт.
По его словам, кыргызстанцам не стоит опасаться резкого повышения цен на сахар. Ситуация, которая сложилась в 2022 году, не повторится.
«Без сахара мы не останемся. Такие ситуации прогнозируются, и сегодня крупные предприятия, использующие в своем производстве сахар, стараются иметь собственные запасы. К тому же резерв есть у отечественных производителей — заводов «Каинды—Кант» и «Кошой», а также на складах импортеров. Максимум может быть сезонное повышение цен на 5—10% из-за консервации», — уверяет Асылбек Аюпов.
По информации Министерства сельского хозяйства, запасы сахара на складах сегодня составляют 74 тысячи тонн. Вместе с квотой на ввоз российского сахара в размере 28.5 тысячи тонн это порядка 102.5 тысячи тонн сахара. Годовая потребность всего Кыргызстана — 150 тысяч тонн. При введении ограничения на экспорт этих запасов с лихвой хватит до следующего урожая.
Держат руку на пульсе не только чиновники, но и представители бизнес-сообщества. Президент ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов) Гульнара Ускенбаева подчеркивает — ассоциация сделает все возможное, чтобы не допустить роста цен на продукт первой необходимости.
«В то же время я хочу еще раз обратить внимание государства и госорганов на то, что больше внимания нужно уделять именно местным производителям. Пока поддержка местного производства происходит больше на словах. О местных производителях вспоминают только, когда происходят какие-то катаклизмы. Важно не только вводить ограничения, но и поддерживать местных производителей — заводы «Каинды—Кант» и «Кошой». Это крупнейшие налогоплательщики, которые стараются обеспечить продбезопасность страны. Они должны быть в приоритете. Сегодня эта ситуация коснулась сахара, завтра коснется чего-то другого. Недопущение ажиотажа — это опять-таки задача государства. Оно должно успокаивать и не будоражить потребителей», — говорит Ускенбаева.
Отечественное производство по объективным причинам пока что не может конкурировать с импортом. Россия как крупнейший производитель сахара в ЕАЭС задает тон рынку и благодаря объемам может диктовать на нем свои цены. Один из наглядных примеров — ситуация 2019 года, когда в России сахарная отрасль перевыполнила план и вместо 6.5 млн тонн сахара произвела 7.2 млн тонн. Перенасыщение рынка привело к падению цен. Местные производители сахара были вынуждены продавать отечественную продукцию по ценам ниже себестоимости и нести колоссальные убытки. Учитывая опыт, государство должно продумывать свои действия на несколько шагов вперед. В противном случае, стратегически важная отрасль может оказаться под ударом.