Опубликовано
24.06.2020, 15:24В Кыргызстане лицензии, выданные высшим учебным заведениям почти за полгода (с ноября 2019 года по март 2020-го), могут быть признаны недействительными. В частности, вопрос законности выданных за данный период времени разрешений подняли депутаты, вошедшие в состав рабочей группы по проверке деятельности Минобразования.
Промежуточные итоги проверки были представлены 22 июня на заседании комитета Жогорку Кенеша по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению.
«Документ неполный, так как нам не дали завершить начатую нами 6 мая проверку. Дело в том, что мы столкнулись с противодействием в виде препятствий в работе со стороны отдельных должностных лиц Минобразования. Но даже на основе того, что нам удалось изучить, можно оценить масштабы бедствия», — заявили депутаты, члены рабочей группы.
Отметим, выявленные в ходе даже неполного анализа нарушения расписаны на 12 страницах.
Членов рабочей группы заинтересовал тот факт, что на должность начальника управления лицензирования и аккредитации назначен Калдыбай уулу Мирлан.
Мало того, что он занял данную должность вследствие внутренней ротации без прохождения конкурса. Так как ранее он занимал должность начальника управления правового обеспечения и кадровой работы МОиН. Но так он еще и скрыл от руководства, что является учредителем нескольких общественных фондов, двух ОсОО и политической партии «Молодежное движение 7 апреля». Все это идет вразрез статье 22 Закона Кыргызстана «О государственной гражданской службе»: «Служащему запрещается заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм».
В этой связи депутат Евгения Строкова направила письмо исполняющему обязанности директора Государственной кадровой службы Бактыбеку Сагныбаеву с тем, чтобы он разобрался в законности назначения Калдыбай уулу Мирлана на занимаемую им должность.
Кроме того, в деятельности Совета по лицензированию парламентарии также выявили ряд грубых нарушений.
Как показала проверка, при создании данного совета был нарушен ее качественный и количественный состав. Его членами стали сразу два представителя высшего образования — ректор Дипломатической академии Чинара Адамкулова и ректор университета «АДАМ» Светалана Симбард. Одновременно с этим в совете нет представителя начального профессионального образования, что нарушает постановление правительства «Положение о порядке лицензирования образовательной деятельности».
Все — это вызывает сомнения, что совет, в том составе в котором он сегодня действует, может принимать взвешенные и объективные решения при выдаче лицензий. Например, за время работы в нынешнем составе Бишкекскому международному медицинскому институту без объяснения причин было отказано в выдаче лицензии на образовательную деятельность. Интересно, что в это же самое время разрешения по направлению «Лечебное дело» получили сразу два непрофильных вуза — упомянутый уже выше университет с экономическим уклоном «АДАМ» и Кыргызский национальный университет имени Баласагына. Кроме того, Дипломатическая академия, чей ректор заседает беспрепятственно, получила лицензии по 11 направлениям.
«Данным вузам выдавались лицензии совершенно не по профилю. Они не имеют соответствующей современной профессиональной и материально-технической базы для ведения образовательной деятельности по данным направлениям», — заключили члены рабочей группы по проверке деятельности МОиН.
Учебные заведения бьют тревогу. Они не могут получить лицензии на осуществление деятельности, но главное им никто не объясняет причин отказа. Сроки рассмотрения затягиваются. Хотя сегодня нет четких сроков и критериев отбора лицензиатов.
Дело в том, что 13 мая текущего года, несмотря на COVID-19 и остановку практически всей экономической деятельности, министр образования утвердил новое положение регулирующее работу УЛиА КР. Согласно анализу данного документа, проведенного правовой клиникой «Адилет» по обращению народных избранников, изменения, внесенные в положение совета, могут негативно отразиться на лицензировании в сфере образования.
«В документе отсутствует перечень программ по образовательной деятельности, который подлежит обязательному лицензированию. Его исключение необоснованно поскольку лицензиаты должны иметь доступ к данной информации. Кроме того, исключены конкретные сроки проверки документов заявителя. Ранее, если заявитель в течение 30 рабочих дней не получил письменного уведомления об отказе в выдачи лицензии, это означало, что она одобрена. Однако сейчас данные сроки в Минобразовании не соблюдаются», — сказано в правовом анализе клиники «Адилет».
Важно, что в новом положении отсутствует перечень оснований, которые могут послужить поводом для приостановления (возобновления) лицензии. Иными словами, неугодные учебные заведения могут без всяких на то причин остаться не у дел. Членам совета даже не нужны основания, чтобы принять такое решение.
Ну и конечно, члены совета подстраховались в части регламента проведения заседаний и ведения сопутствующей документации. Никаких четких правил нет. Удобно, не правда-ли?
Но даже если опустить все вышеперечисленные нарушения, Совет по лицензированию все равно, выдавая разрешения учебным заведениям, не имел на это права. Так как он работал в неполном составе, что является грубым нарушением законодательства республики.
Как выяснилось в ходе проверки, начальник управления по лицензированию и аккредитации и одновременно член совета Гульмира Сарбагышева уволилась в ноябре 2019 года. Временно исполняющим ее обязанности взял на себя Султанбеков Ш. Ч. Он не был введен в состав совета приказом МОиН, следовательно, незаконно участвовал и принимал решения в работе совета вплоть до 23 марта текущего года.
«Все лицензии на образовательную деятельность, выданные в рассматриваемом периоде, вызывают сомнения и требуют юридической оценки», — считают парламентарии.
В свете многочисленных жалоб со стороны учебных заведений, которые столкнулись с проблемами получения лицензий, также вызывает сомнение беспристрастность и объективность выдачи лицензий университету «АДАМ» и Дипломатической академии. По идее при рассмотрении данных лицензий аффилированные с учебными заведениями члены совета должны были дать самоотвод на время рассмотрения из-за возникновения конфликта интересов, чего сделано не было, что является прямым нарушением закона.
На днях Узбекистан уже назвал каждый шестой вуз страны нежелательным для обучения своих граждан. Всего в список нерекомендованных вошли восемь вузов.
«Государственная инспекция Узбекистана по контролю качества в образовании посоветовала своим гражданам при выборе высших учебных заведений за границей руководствоваться их позицией в авторитетных образовательных рейтингах», — говорится в сообщении.
По мнению Госинспекции соседей, качество образования в некоторых высших учебных заведениях КР не соответствует уровню спроса на рынке труда Узбекистана.
Оценка соседей, безусловно, неприятна. Но сетовать приходится только на себя, учитывая, как организована работа главного органа, который отвечает за то, какие вузы представлены в сфере образования.
Важно сказать, что подмоченная репутация кыргызских вузов может сильно ударить по системе высшего образования в стране в целом. Дело в том, что практически все вузы живут за счет контрактов. По данным МОиН, в республике сегодня обучаются 223 тысячи 200 студентов, каждый одиннадцатый — иностранец. При этом 85% всех обучающихся в вузах оплачивают контракт, что позволяет учебным заведениям продолжать работу и модернизировать процесс обучения.
«Выявленные нарушения были озвучены рабочей группой на заседании в профильном комитете. Работа еще не завершена. Справку, которая была подготовлена, мы еще не видели. Позиция Министерства образования по данному вопросу такова, что мы, конечно, будем изучать рекомендации, приведенные в документе, и непосредственно будем реагировать и исправлять пробелы и нарушения. Мы намерены выработать меры, чтобы впредь такие недопущения больше не повторялись. На мой взгляд, данная рабочая группа провела очень хорошую работу», — прокомментировал «Акчабару» заместитель министра образования Нурлан Омуров.
Портал «Акчабар» продолжит следить за ситуацией и предпринимаемыми мерами со стороны ответственных органов для устранения выявленных нарушений в МОиН.