Экспортный потенциал и эффективные деньги. Как развивается Кыргызская фондовая биржа

11.03.2019, 09:04 Мария Пак
Экспортный потенциал и эффективные деньги. Как развивается Кыргызская фондовая биржа

О роли фондовой биржи в экономике, преимуществах выхода на биржу и о том, как преодолеть страх перед инвестированием, рассказал член совета директоров Кыргызской фондовой биржи Алмаз Шабданов.

- Немногие у нас понимают, зачем и для чего компании выходят на фондовый рынок. Поясните, в чем выгода для бизнеса?

- Биржа является самым удобным способом привлечения инвестиций для предприятий. Вы можете рассматривать варианты привлечения инвестиций через прямые инвестиции, если у вас есть крупный инвестор, либо через банки – кредитование, либо через фондовый рынок, когда вы привлекаете средства без посредников. Потому что, если подумать, банк – это те же деньги людей, только банк берет за операционные расходы, закладывает проценты. Во-вторых, с точки зрения дешевизны средств фондовый рынок предоставляет возможность привлечь практически бесплатные финансовые средства. Единственное, что вам остается, – принести выгоду в форме дивидендов.

Есть и другие инструменты, такие как облигации, что тоже выгодно для компаний, которые привлекают инвестиции. Потому что, если вы выпускаете облигации на пять лет, в течение пяти лет «тело» долга вы не возвращаете – вы выплачиваете только проценты. Проценты, возможно, чуть больше, чем предлагаемые бизнес-кредиты, но если посчитать эффективность этих денег, через три месяца вы не должны будете уже выплачивать от «тела».

К тому же, если вы хоть один раз вышли на биржу, исполнили все свои обязательства, масштаб вашего бизнеса ограничен уже только вашим воображением, потому что репутация начинает работать на вас.

- Обязательно ли бизнесу быть крупным, чтобы выйти на биржу?

- У нас нет. Как раз в постсоветском пространстве, в СНГ, у нас самые либеральные законы и нормативно-правовые акты. Отвечая на вопрос, сегодня любой компании можно выходить на IPO. Единственное, вы должны заходить с условием 100-процентной транспарентности, и вы должны понимать, что вас оценивает рынок, оценивают люди. Выйти – это не проблема, а купят ли люди ваши акции – другой вопрос.

- Какие плюсы и минусы привлечения инвестиций через фондовую биржу для стартапов?

- Положительная сторона в том, что вы можете привлекать инвестиции в неограниченном объеме. Минусы – это, конечно, бюрократия. Но это то, что нужно для акционеров, потенциальных инвесторов. Вы не будете инвестировать в компанию, если о ней ничего не известно – ни об учредителях, ни о совете директоров, ни о системе отчетности.

- Распространена ли у нас подобная практика? Есть примеры?

- На сегодня не скажу, что есть. По статистике, чаще всего стартапы у нас получают инвестирование через общественные фонды или другие формы собственности, как ОсОО. Это происходит в частном порядке, не публично.

- Насколько наши люди готовы вкладываться в стартапы? Всегда проще инвестировать в проверенные предприятия.

- У нас, к сожалению, не готовы вкладываться ни туда, ни туда. Конечно, есть люди, порядка 50 тысяч на всю республику, которые инвестируют на фондовом рынке. Однако такой массовости, как в Казахстане и России, нет.

Нужна ли нам эта массовость? Нужна. Без этого я не вижу, как могут наши предприятия развиваться. Банковская система в настоящее время не позволяет огромным стратегическим предприятиям привлекать кредитные средства, так как процентные ставки невыгодны. Невозможно, строя какой-нибудь алюминиевый завод, в первый год сразу возвращать кредитные средства.

- В конце прошлого года КФБ запустила товарно-сырьевой сектор. Почему только сейчас?

- Со словом «биржа» у нас в Минюсте за всю историю зарегистрировано 38 предприятий, среди них много товарных бирж. Была стратегия от правительства – объединить все биржи Кыргызстана. Это произошло в 2011-м. Следующим этапом стало вхождение в акционеры фондовой биржи государства. Это произошло в прошлом году. Все это было направлено на повышение доверия как внешних инвесторов, так и внутренних и контрагентов – Министерства юстиции или Национального банка. Потому что, когда стоял вопрос перевода государственных ценных бумаг на фондовую биржу, нам говорили: «Вы частная компания, мы не можем доверить вам государственные инструменты».

И мы видим это доверие. К нам сейчас очень часто приезжают зарубежные инвесторы. Они всегда акцентируют внимание на том, что мы государственная биржа, и это априори вызывает намного больше доверия – ответственность намного выше.

И в прошлом году были указ президента и план, в соответствии с которым на площадке КФБ была поставлена задача – открыть товарно-сырьевой сектор. Мы начали работать. Во всех странах СНГ товарные биржи давно работают. Мы отстали, зато у нас есть один позитивный момент: мы можем перенять опыт, посмотреть, сравнить и понять, что нужно использовать нам.

- Какую пользу открытие товарно-сырьевой биржи может принести в ближайшем будущем?

- Мы считаем, что мы свяжем все регионы. Бывает, мы видим, люди стихийно покупают то там, то здесь. Иногда у нас в одном регионе с одного района покупают по разным ценам. Надо, чтобы это было организованно, потому что, когда нет организованности, нет и планирования. У человека есть земля, но он не знает, чем ее засеять, потому что нет информации. А через год-два у нас будет аналитика по регионам, кто что выращивает, кто что продал и по какой цене. Через два-три года у нас будет полная аналитика, кому где что сеять и даже где какой товар ценится. Это в краткосрочной перспективе. В среднесрочной и долгосрочной перспективе это планирование экспорта наших товаров.

Очень часто наши экспортеры сталкиваются с неорганизованностью, отворачиваются от нашего рынка, потому что мы не можем дать требуемый объем. А биржа может аккумулировать экспортный потенциал республики. И если экспортер объявит, допустим, весной или в начале сезона о намерении выкупить определенный объем, все, у кого есть Интернет, смогут посмотреть и заполнить заявки, чтобы осенью этот объем дать.

- Как биржа может поспособствовать развитию экономики?

- В стране, в которой нет экономики, нет биржи, и наоборот. В рыночной экономике должна быть развитая биржа. И усилия государства должны быть направлены на то, чтобы ее развить. С момента развития вся информация, которая есть на бирже, начинает работать на государство. Это, во-первых, аналитика, а аналитика – это планирование экономики.

Во-вторых, когда вы соберете большое число людей на площадке, это уже возможность привлечения внутренних инвестиций, что у нас на сегодня не работает. Привлечение внутренних инвесторов на отечественные предприятия является стратегическим вопросом. Мы должны понимать: это наша территория, наша страна. Мы не должны ждать, что кто-то придет к нам и поможет.

- Как преодолеть в нашем человеке почти суеверный страх перед инвестированием?

- Вот вы зарабатываете 20 тысяч сомов, из них 2 тысячи, допустим, – это то, что вы можете инвестировать. Вы можете их инвестировать, либо вы обязательно их съедите. Понимаете? В этом вопросе очень простой выбор. Я инвестирую, например, в картошку: 10 штук купил, посадил, да не все они вырастут. Но те три, которые вырастут, принесут мешок картошки.

Вы должны понимать, что эти 2 тысячи сомов в любом случае уходят в никуда – не на вас, и чаще всего даже не в нашу экономику, потому что вы тратите их либо на иностранную технику, иностранную одежду, кафе. Если посмотреть статистику, у нас в кафе люди официально за один квартал тратят больше 10 млрд сомов. Это официальные данные. А если считать неофициально? Умножим на самые минимальные 1.5 раза – 15 млрд сомов, это $200 млн. $200 млн инвестиций в любой сектор, на самый амбициозный проект, только подумайте!

Люди думают, что потеряют все. Да, потеряют, но они и так теряют все.

Мир – с финансовой точки зрения очень агрессивная среда. Либо мы, люди, и государство, осознаем это и работаем на свою экономику, либо работаем на чужую. Я думаю, это понимание придет постепенно.

- Каким был 2018 год для фондовой биржи?

- Чисто статистически продвижение вперед есть. Но довольны ли мы результатами? Нет. Потому что это немного не про развитие, а про управление тем, что есть. Число акционеров особо не увеличивается, IPO мы не можем похвастаться, не можем похвастаться, что среди населения есть финансовая грамотность и стремление инвестировать в отечественные предприятия. С этой точки зрения не очень позитивно. Однако хорошие новости в том, что постепенно тот пул людей, которые инвестируют, растет, объемы постепенно растут.

В 2018 году очень большим событием для нас стало то, что государство вошло в акционеры КФБ. Это происходило больше 10 лет. И вторым событием стало открытие товарного сектора, который мы собираемся развивать.

- Какие перспективы развития, планы у КФБ на этот год?

- Мы сейчас запланировали выезды в регионы, чтобы объяснить людям, как выставлять свой товар в торговой системе. Это веб-приложение, в которое может зайти любой, у кого есть Интернет.

Также мы прорабатываем планы, чтобы через московскую биржу появилась прямая пара рубль/сом, потому что у нас сейчас кросс-курс через доллар. Кыргызы наши отправляют рубли, они конвертируются кроссом в доллары, а потом в сомы. Какая-то копейка все равно теряется.

По ценным бумагам мы хотим, чтобы в этом году возросло число заинтересованных и финансово грамотных людей и, как следствие, увеличилось число участников, брокерских компаний.

Но самая главная задача – дать толчок товарному сектору.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть