Опубликовано
21.11.2022, 09:04Директор финансовой компании «Сенти» Мээрим Аскарбекова поговорила с «Акчабаром» о том, в чем особенности фондового рынка Кыргызстана, что нужно сделать, чтобы в республике появился рынок акций, а также о возможности привлечения инвестиций согласно исламским принципам финансирования.
— Особенности нашего фондового рынка проистекают из истории его создания. Во всех странах постсоветского пространства фондовый рынок был организован после приватизации, когда фабрики и заводы стали переходить в собственность руководства и коллектива. Многие граждане — в основном из числа простых сотрудников — не осознавали ценности полученных акций. Руководители же и менеджмент, наоборот, понимали всю пользу владения ценными бумагами и старались нарастить свой пакет акций до контрольного. В итоге возникла такая ситуация, при которой отдельные люди стали полноправными собственниками компаний, а мелкие частные акционеры воспринимались ими как создающие какие-то проблемы, задающие лишние, с их точки зрения, вопросы. В этих компаниях не сложилось культуры корпоративного управления. Плюс есть так называемые «мертвые души» — это акционеры, которые либо умерли, либо уехали из страны, либо живут где-то в регионах и вряд ли когда-нибудь предпримут попытки что-то сделать со своими акциями. В итоге сегодня есть компании, которые могут выступать эмитентами, но не хотят вхождения новых акционеров, перед которыми надо обеспечивать отчетность и прозрачность. Поэтому акции не стали востребованным инструментом привлечения денег для развития компаний. Облигации — другое дело. Эти компании готовы выпускать облигации, поскольку они предполагают временные отношения между эмитентом и инвестором на основе срочности, платности и возвратности. Другая особенность фондового рынка КР в том, что инвесторы, 95% из них, — это физические лица, тоже не готовы входить в долю компаний. Для них главное, приумножить деньги, и желательно на тех же условиях — срочность, платность, возвратность. Для них облигации — это более интересная с точки зрения процентных ставок альтернатива депозиту.
— Банки, страховые компании, инвестфонды практически не участвуют в развитии фондового рынка республики. Из 22 банков только один — «Банк Азии» — иногда покупает облигации на фондовом рынке. Из страховых компаний только 2—3 компании выступают в качестве инвесторов. Правда, очень редко.
— Эмитентам пришлось нелегко, поскольку они должны были исполнять свои обязательства на фоне всеобщего кризиса, разрыва логистических цепочек и прочих трудностей. С другой стороны, во время пандемии, изоляции все стали искать варианты пассивного дохода. В этот период многие граждане поняли, что надо было давно инвестировать и зарабатывать на ценных бумагах. В итоге люди вкладывались кто куда: в криптовалюту, в какие-то финансовые пирамиды, в акции международных корпораций, вроде, Apple и Tesla. Вместе с тем можно констатировать, что отчасти благодаря пандемии кыргызстанцы стали все-таки думать об инвестициях в ценные бумаги.
— Отчасти в силу того, что у нас нет разнообразия на фондовом рынке. Как я уже говорила, он у нас преимущественно облигационный. На западных же рынках, где из-за большого количества участников очень активно идут торги на рынке акций, ты в любое время можешь продать и зафиксировать либо прибыль, либо убыток. Кроме того, многие считают, что если ты купил акции, то все время будешь получать прибыль за счет дивидендов. Хотя на самом деле на Западе акционеры зарабатывают большей частью за счет трейдинга. Сегодня купил по $5 долларов, завтра продал по $5.5 и получил свои $0.5 прибыли с каждой ценной бумаги.
— На бумаге это 1.5—2 тысячи. Реально продающихся по облигациям (в листинге 30 компаний). В категории B торгуются 7 компаний. Часть на первичном рынке, часть — на вторичном.
— В общем-то требования к компаниям государство ставит выполнимые. Согласно законодательству, до выпуска облигаций компания должна три года существовать как юридическое лицо и все эти годы работать с прибылью (последний год и по сумме трех последних лет). Размер собственного капитала определяет сумму, на которую можно выпустить облигации. Наличие кредитов не имеет значения, они могут быть параллельно с облигациями. Поддержка новому эмитенту важна на всех этапах выхода на фондовый рынок со стороны консультантов, аудиторов, биржи и, самое главное – со стороны государства, в лице регулятора нашего рынка, Госфиннадзора.
— Особенность в том, что большинство крупных, успешных компаний КР работают в форме ОсОО. Это значит, что никакой открытости, публичности нет, не налажено корпоративное управление. Так что первый барьер для компаний — это отсутствие прозрачности в управлении. Компаниям, работающим в форме ОсОО, очень некомфортно раскрываться. Они очень этого боятся. Вторая проблема — это коллектив, не готовый внедрять принципы корпоративного управления. Часто бывает так, что владелец бизнеса приходит к нам с намерением выпустить облигации, а затем сотрудники его отговаривают. В 70% случаев компании могут отказаться или отложить вопрос привлечения инвестиций через инструменты фондового рынка по причине неготовности компаний, в том числе неготовности команды.
Некоторые бизнесмены приходят к нам с тем, чтобы сразу выйти на IPO. Мы им говорим, подождите, сначала покажите прозрачность, внедрите принципы корпоративного управления, попробуйте облигации как долговой инструмент. Приводим в качестве примера «Салым Финанс»: они несколько лет методично и планомерно выпускали облигации, прежде чем выйти на IPO. За это время и их команда привыкла, и инвесторы привыкли, что они есть и аккуратно исполняют свои обязательства.
— В год на биржу выходят один или два эмитента. И это разные по направленности компании: могут быть финансовые, могут быть производственные или торговые. Нет какой-то средней температуры в этом отношении.
— Инвесторы у нас тоже разные. Если брать с точки зрения финансов, то кто-то вкладывается на 1 тысячу сомов, а кто-то на миллионы. 60% из них — это мужчины. Подавляющее большинство облигационеров живет в Бишкеке. В регионах очень мало инвесторов. Отчасти потому, что у жителей периферии нет четкого представления о пользе инвестирования в ценные бумаги, отчасти потому, что все брокеры находятся в столице. Да, существуют договоры дистанционного брокерского обслуживания, но первичную идентификацию мы проводим лично.
— В Кыргызстане на сегодня очень много компаний, руководство или владельцы которых практикуют ислам. Их религиозные убеждения не позволяют им выпускать либо покупать облигации. Нужно внедрять исламский эквивалент корпоративных облигаций — сукук. Соответствующее положение в законодательстве уже разработано, но нужно решить вопрос двойного налогообложения. Кроме того, думаю, что проведение народных IPO очень хорошо развило бы фондовый рынок в Кыргызстане. Так мы больше инвестиционной активности сделаем внутри страны. Например, после того, как в Казахстане стали практиковать народное IPO, там произошел пятикратный прирост числа инвесторов. Необходимо провести IPO для всех компаний с государственным участием, вроде «Кыргызтелекома», ОАО «Аэропорт «Манас», «Айыл Банк». Нужны какие-то революционные шаги: провести аудит, поставить там хороший менеджмент и готовить компании к IPO на Лондонской фондовой бирже и параллельно продавать акции здесь. Думаю, они будут востребованы на нашем рынке.