Опубликовано
04.08.2025, 11:34Спустя год после преобразования «Аманбанка» в микрофинансовую компанию под новым брендом ОАО «МФК «Аман Кредит» остается больше вопросов, чем ответов, — как по части финансовой устойчивости, так и с точки зрения корпоративной прозрачности.
В июне прошлого года «Аманбанк» добровольно отказался от банковской лицензии. Национальный банк Кыргызстана подтвердил перерегистрацию структуры как микрофинансовой компании, которой предоставлено право осуществлять ограниченные банковские операции. С 19 июня она официально включена в Реестр микрофинансовых организаций НБ КР.
Однако в Министерстве юстиции структура в виде ОАО «МФК «Аман Кредит» так и не отражается. Вместо нее в поиске появляются три филиала — Каракольский, Ошский и «Аман Эл», все якобы принадлежащие МФК и зарегистрированные в октябре 2024-го. Проверить их активность через портал «Открытый бюджет» не удалось — данные, ИНН, указанные в Минюсте, либо некорректны, либо неактивны.
Дополнительную путаницу вносит и отсутствие совпадений в ключевых регистрационных данных. По ИНН, указанному в реестре НБ КР, Минюст не выдает ни одной записи. А по ОКПО выходит совершенно другая структура — ОАО «МФК «Абийир Финанс», зарегистрированное еще в 1991 году и прошедшее перерегистрацию в начале июля этого года. Согласно записи, у него 141 акционер, из которых 59 — юридические лица и часть капитала иностранная.
Единственное совпадение между данными Минюста и Нацбанком — имя руководителя: и в «Аман Кредит», и в «Абийир Финанс» значится Алтынбек Жусупов.
Компания располагает собственным сайтом, однако он не защищен протоколом безопасности, а многие разделы остаются незаполненными. Тем не менее на сайте размещена финансовая отчетность — последняя датирована 1 ноября 2024-го. Согласно документу, фирма завершила десять месяцев с убытком в 6.55 млн сомов. Для сравнения, в статусе банка убыток был почти вчетверо больше.
При этом улучшение достигнуто не за счет роста доходов, а исключительно за счет сокращения операционных расходов — с 69.1 млн до 41.8 млн сомов. Тем не менее ситуация остается далекой от стабильной. Накопленный нераспределенный убыток вырос — с 252.2 млн до 269.1 млн сомов.
Существенно сократились активы компании практически по всем направлениям. Так, в наличных в 13.5 раза, с 107.6 млн до почти 8 млн сомов, деньги на расчетный счет в других банках — почти на 20 млн сомов, прочие активы — практически в два раза. Также снижение наблюдалось и по выданным кредитам, на 2.8 млн сомов. В результате общий объем активов снизился на 178.8 млн сомов по сравнению с периодом до преобразования.
В то же время обязательства фирмы сократились в 3.4 раза, что связано с отказом от банковской лицензии, теперь МФК не вправе привлекать депозиты у граждан. Фактически она погасила все обязательства перед клиентами, что стало частью процесса трансформации.
Напомним, решение о реорганизации акционеры объявили на внеочередном общем собрании 30 января 2024 года. Причину не назвали, однако вероятным поводом стало повышение требований к уставному капиталу со стороны регулятора. С 1 июля прошлого года он должен составлять минимум 800 млн сомов. И хотя формально «Аманбанк» этот порог выдерживал — 800.58 млн сомов, к 2026-му планка должна подняться до 1 млрд сомов, и акционеры решили не дожидаться этого.
Так, переход «Аманбанка» в микрофинансовый формат оказался сложным, как с точки рения юридической чистоты, так и с позиции финансовой устойчивости. Компании удалось сократить убытки, но не преодолеть их. А наличие недостоверных регистрационных данных ставит под сомнение полноту надзора за трансформированной структурой.