Опубликовано
20.06.2024, 09:17В последние десятилетия в Кыргызстане наблюдается нарастающая деградация сельскохозяйственных земель. Истощающее землепользование становится главной причиной деградации почвенного покрова, и ее последствия представляют прямую угрозу продовольственной безопасности страны.
К деградации почвы приводят разные факторы: вырубка лесов, чрезмерный выпас скота на одних и тех же территориях, уплотнение почвы, урбанизация, а также применение химических удобрений и пестицидов. Немалую роль в деградации земель играет и деятельность горнодобывающей промышленности. Эти вопросы обсудили на научно-практической конференции «Перспективы использования агроруд и органических удобрений для восстановления почв и развития зеленой экономики Кыргызстана». А организаторами построения межведомственного диалога выступили департамент органического сельского хозяйства совместно с Ала-Букинской райгосадминистрацией и институтом геологии.
В период с 2015 по 2019 год, например, ежегодные потери здоровых и продуктивных земель составили не менее 100 млн гектаров. В общей сложности это 420 млн гектаров, или 4.2 млн квадратных километров, что превышает совокупную площадь пяти государств Центральной Азии — Кыргызстана, Казахстана, Узбекистан, Таджикистана и Туркменистана. Прогрессирующая деградация земель и сейчас продолжает дестабилизировать экосистемы во всем мире.
На своей первой встрече в Центральной Азии Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) еще в прошлом году представила данные, свидетельствующие о стремительной деградации земель в регионе. По данным ООН, более 20% общей площади земель в Центральной Азии подвержено деградации, что эквивалентно примерно 80 млн гектаров, а эта территория почти в четыре раза превышающая площадь Кыргызстана. И если сейчас эту ситуацию никак не решать, то для достижения целей, закрепленных в ЦУР, к 2030 году потребуется восстановить 1.5 млрд гектаров деградированных земель по всему миру.
К слову, наша страна присоединилась к этой конвенции в 1999 году. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием — это глобальная платформа и голос в защиту земли. КБО ООН – это нечто большее, чем международный договор, это многостороннее обязательство по смягчению существующих последствий деградации земельных ресурсов и совершенствованию будущего рационального управления земельными ресурсами в целях обеспечения всех людей продовольствием, водой, жильем и экономическими возможностями.
Согласно исследованиям Института геологии имени Мусы Адышева НАН КР, для сохранения плодородия земель в Кыргызстане может применяться группа полезных ископаемых, которые называют агрорудами. Как по отдельности, так и в смеси с биогумусом, метановым эффлюентом, а также с переработанными пищевыми отходами, отходами животноводства (шерсть и другие), агроруды способны восстанавливать качество почв, очищать землю от тяжелых металлов, радионуклидов и пестицидов, повышать урожай и даже улучшать показатели в животноводстве.
Исследования ученых также подтверждаются практическими результатами, полученными на территории Ала-Букинского района Джалал-Абадской области, где и находятся залежи агроруд. Эти и другие вопросы обсудили на научно-практической конференции в Бишкеке.
«Мы постоянно поднимаем экологические вопросы и принимаем соответствующие нормативно-правые законодательные акты. Сейчас, совместно с Министерством экологии разрабатываем экологический кодекс. На сегодняшний день экология у нас находится в плачевном состоянии, и мы сами в этом виноваты. Кыргызстан – горная страна, 90% земель – горы, остальная часть – равнинные местности. С увеличением поголовья крупного рогатого и мелкого рогатого скота малые и средние дальние пастбища не используются. И земли, предназначенные для сельскохозяйственного назначения, деградируют», — сказал депутат ЖК Алишер Эрбаев.
Кыргызстан ратифицировал Роттердамскую конвенцию в 2000 году. Эта конвенция предусматривает процедуру предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.
Он также отметил, что в деградации играет роль и человеческий фактор — в страну завозятся химикаты и пестициды, не прошедшие сертификацию на территории Кыргызстана или в рамках Таможенного союза. При использовании пестицидов в дальнейшем земли теряют вою значимость в ресурсном отношении и понижается бонитет — количественный показатель, отражающий реальное или потенциальное качество природных объектов, определяющий их экономическую ценность.
«Агроруды Кыргызстана включают такие горные породы и минералы, как глауконит, фосфорит, трепел, гипс, таламит. К сожалению, с обретением независимости мы не уделяли должного внимания этим агрорудам. Хотя, если смотреть на минеральные свойства, они могут использоваться в качестве органических минеральных удобрений, без всяких химикатов. Также они могут использоваться как кормовые добавки в животноводстве. Кроме того, они могут использоваться для очищения плодородных земель и для очищения водоемов от тяжелых металлов и радионуклидов. У этих агроруд очень широкий спектр применения», — сказал кандидат геолого-минералогических наук и заведующий лабораторией Рустам Орозбаев.
Он также рассказал, что институт геологии начиная с 2008 года занимается идеей использования агроруд в сельском хозяйстве и животноводстве. Силами института геологии были проведены геологические изыскания и открыто месторождение агроруд Кызыл-Токой в Джалал-Абадской области.
«Совместно с Аграрным университетом имени Скрябина были проведены опытные испытания по использованию глауконита при выращивании сахарной свеклы, картофеля, а также использование его в виде кормовой добавки для коров и овец. По всем категориям были очень хорошие результаты. Это указывает на то, что агроруды могут использоваться очень широко. Вместо того чтобы завозить минеральные удобрения из других стран на большие суммы, мы могли бы разрабатывать свои органические и минеральные удобрения, которые у нас имеются в запасе. По предварительным данным, месторождения глауконита, трепела, фасфонита могут обнаружиться не только в Кызыл-Тойокском месторождении, но также и в других областях нашей республики. Есть перспективы нахождения глауконита во всех трех областях южной части страны», — сказал он.
Координатор Центральноазиатской программы по сохранению разнообразия фонда поддержки экосистем в Кыргызстане Михаил Яковлев отметил, что программа по сохранению ключевых территорий биоразнообразия работает по всей Центральной Азии, и Кыргызстан входит в очаг биоразнообразия Центральной Азии практически полностью.
«Для нас важно сохранять экосистемы в первозданном виде, как механизм поддержания и создания жизни для человека. Недавно слышал, что у нас в стране борются с караганой химикатами, пестицидами, чего делать в принципе нельзя. То есть, используя пестициды, мы убиваем территорию, где растет карагана. Карагана — это не просто колючки, которые мешают пастись — это ответная реакция экосистемы на перевыпас, на злоупотребление этим участком земли. То есть земля пытается защититься этими колючками. Она пытается как-то видоизмениться чтобы ее больше тут не трогали, и то, что мы обсуждаем, может помочь нашим экосистемам восстановить и пастбища в том числе, потому что пастбища у нас деградированы в невероятных количествах. На такой маленькой территории, как Кыргызстан, у нас имеется 3% глобального видового разнообразия. Это невероятное число по сравнению с другими территориями. И поэтому наш Кыргызстан вошел в программу по сохранению биоразнообразия почти полностью», — отметил он.
Кстати, Кыргызстан присоединился к Конвенции по биоразнообразию в 1996 году.