Akchabarsearch
Astrasend приостанавливает выплаты рублевых переводов в Кыргызстане
Источник фото: DALL·E

Опубликовано

14.01.2026, 10:02

Astrasend приостанавливает выплаты рублевых переводов в Кыргызстане

С 1 января 2026 года крупнейшая система денежных переводов в Кыргызстане Astrasend временно приостанавила выплаты переводов в российских рублях. Об этом сообщил банк «Бай-Тушум», сославшись на уведомление оператора системы. Долларовые переводы при этом продолжат работать в штатном режиме.

Решение выглядит формально техническим, но, по сути, оно становится одним из самых чувствительных ударов по трансграничным финансовым потокам между Кыргызстаном и Россией за последние годы. Речь идет не просто о валюте, а о системе, через которую в страну поступает более половины всех переводов мигрантов.

Как Astrasend стал лидером рынка

Astrasend вышел на рынок КР в конце 2022-го, но за два года сумел вытеснить традиционных игроков — «Золотую корону», Unistream и Western Union.

Так, до выхода на рынок Astrasend через «Золотую корону» проходило 89.76% всего объема денежных переводов в нашу республику, а Unistream и Western Union имели по 3% рынка. Причем «Золотая корона» унаследовала часть рынка от Western Union после ухода последнего с российского рынка в марте 2022 года.

В результате, по данным Национального банка, уже во втором квартале 2025-го через Astrasend прошли:

  • 2.2 млн входящих транзакций;
  • 43.1 млрд сомов;
  • более 50% всего рынка денежных переводов.

Для сравнения: общий объем входящих переводов за квартал составил 82 млрд сомов, а их количество — 2.88 млн операций. То есть Astrasend фактически стал системно значимым финансовым каналом для домохозяйств Кыргызстана.

Причина проста, учитывая российскую прописку Astrasend, он стал главной инфраструктурой для рублевых переводов из РФ, откуда поступает подавляющая часть денежных потоков от трудовых мигрантов.

Только во втором квартале прошлого года в КР поступило 2.7 млн переводов в рублях на сумму 64.3 млрд рублей. Рост, в отличие от 2024-го — +86.6% по количеству и +59.6% по объему. То есть именно рубли — ключевая валюта трансграничных переводов.

Фактически рынок переводов в нашем государстве стал рублецентричным — как по инфраструктуре, так и по валюте расчетов.

Сбор 1.5%: начало конфликта

Проблемы начались 1 декабря 2025 года, когда Astrasend объявил, что организации в Кыргызстане получили право взимать до 1.5% с получателей рублевых переводов. Оператор утверждал, что это не плата за перевод, а сервисный сбор со стороны финансовых учреждений республики.

Но уже через несколько дней Нацбанк официально опроверг эту конструкцию, объявив, что «с 1 января по 31 декабря 2026-го запрещено взимать любые комиссии с получателей международных переводов, если они выдаются без открытия счета. Причем запрет касается всех банков и платежных организаций, находящихся под надзором главного финансового регулятора». 

Это означает, что рублевый сбор Astrasend с 1 января становится регуляторно нелегальным. И именно с этой даты он останавливает выплаты в рублях. Формально — «временно», фактически — ровно с момента, когда сбор в 1.5% должен был заработать.

Может, никакой связи между этими двумя событиями и нет. Но очень похоже на то, что оператор просто выключает тот сегмент рынка, где он больше не может зарабатывать.

Astrasend — это не кыргызстанская компания. Ее оператор — российский банк АО «КБ «Соколовский». Для него КР — это рынок, но не юрисдикция. В условиях, когда регулятор страны запрещает модель монетизации, проще закрыть канал, тем более что долларовые переводы остаются без изменений. 

Справедливости ради стоит отметить, что на данный момент о приостановке выплат рублевых переводов через систему Astrasend официально сообщил только банк «Бай-Тушум». Вместе с тем в call-центре банка «Акчабар» подтвердили, что решение принято совместно с самой системой денежных переводов Astrasend. При этом точные сроки возобновления рублевых выплат в настоящее время не определены.

Так или иначе, происходящие изменения на рынке денежных переводов неизбежно будут иметь последствия. Первое и самое очевидное из них — удорожание переводов для населения. Получателям придется либо переходить в долларовые переводы, что автоматически означает издержки на конвертацию и курсовые потери, либо возвращаться к альтернативным системам, где тарифы могут быть выше.

С учетом масштабов рублевых потоков это приведет и к валютному эффекту, поскольку значительные объемы рублей будут вынужденно конвертироваться в доллары и сомы, усиливая спрос на иностранную валюту и повышая волатильность на валютном рынке.


Читать похожее