Опубликовано
08.12.2015, 04:48В опубликованном в минувшую пятницу, 4 декабря, коммюнике ОПЕК по итогам совещания впервые за несколько десятилетий нет указания на лимит добычи, который до совещания составлял 30 миллионов баррелей в сутки. (По мнению аналитиков, эти страны добывают больше нефти.) Картель таким образом дает понять другим производителям, что готова мириться с низкими ценами, чтобы сохранить свою долю на рынке.
То есть сокращать объемы добычи нефти ОПЕК не будет, отказавшись и от своих официальных целевых уровней добычи, рискуя обвалить цены на этот энергоресурс еще ниже: «производить столько, сколько нужно для сохранения своей доли, а цены пусть определяет рынок».
Картель не без оснований полагает, что Иран увеличит добычу и экспорт нефти после отмены санкций в следующем году.
Группа наращивает объем добычи нефти с прошлого года, опасаясь конкуренции, помимо Ирана, со стороны других крупных производителей, не входящих в ОПЕК, – России, США и т.д.
В прошлом году решение продолжать наращивать объемы добычи спровоцировало падение цен на «черное золото» более чем на 40% до уровней, которые последний раз фиксировались в разгар финансового кризиса.
К чему привело нынешнее заседание, мы тоже видим – еще до заседания ОПЕК цены на нефть начали падать. После того как заседание прошло, падение цен на нефть лишь усилилось.
Министр нефтяной отрасли Венесуэлы предложил сократить целевой объем добычи на 1,5 млн баррелей в день, чтобы поддержать цены и стабилизировать рынок. Но Саудовская Аравия наотрез отказалась сократить поставки, ссылаясь на конкуренцию.
Министр нефтяной отрасли Нигерии Эммануэель Ибе Качикву, который является президентом ОПЕК, заметил, что падение цен, безусловно, нанесло удар по бюджетам многих стран ОПЕК, особенно с уязвимой экономикой, однако оно также затормозило развитие сланцевой нефтяной отрасли в США, сократило добычу на нефтеносных песках Канады и подрезало крылья другим производителям с высоким уровнем затрат.
После семичасового марафона, закончившегося разрозненными сценами за пределами секретариата ОПЕК в Вене, членам картели удалось договориться лишь об очередной встрече в июне, чтобы «решить, что делать, когда картина прояснится».
В ближайшие же шесть месяцев картель решила «внимательно следить за ситуацией, за рынком», как страны за пределами картели отреагируют на динамику цен, особенно когда вернется Иран. Так заявил Абдалла Эль-Бадри, генеральный секретарь ОПЕК, после заседания.
«Мы ничего другого и не ожидали, – сказал министр нефтяной отрасли Ирана Биджан Намдар Зангане после заседания – Мы ничего не решили. Надеюсь, нам удастся достичь согласия на следующем заседании».
По мнению некоторых западных стратегов, декабрьское заседание превратилось в катастрофу. Оно длилось дольше положенного срока, при этом на нем так и не удалось обозначить верхнюю границу объемов добычи, а страны получили карт-бланш действовать на свое усмотрение.