Опубликовано
14.04.2020, 11:14Кыргызстан вместе со всем миром переживает тяжелые времена, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции. Больше всего от закрытых границ и режимов ЧС и ЧП, введенного на отдельных территориях республики, страдает малый и средний бизнес, на который приходится 90.9% всех действующих юридических лиц в республике.
Власти страны рассматривают различные варианты поддержки бизнеса. Часть обсуждаемых мер и впрямь бы могла помочь. Так, «Акчабар» писал о том, что в Кыргызстане был разработан проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР».
В частности, помимо прочего документ предлагал до 1 августа 2020 года уменьшить размеры действующих ставок налога на основе добровольного и обязательного патентов на 100%. Иными словам освободить патентщиков от уплаты налога.
Однако широкий жест, озвученный власть имущими, в результате не вошел в итоговый документ, который вступил в силу 1 апреля текущего года.
Позже, 7 апреля, выступая на видеоконференции вице-премьер-министр Эркин Асрандиев заявил о том, что у Кыргызстана нет ресурса для повторения международного опыта в помощи предпринимателям.
«К сожалению, наш бюджет не позволяет нам предоставить безвозмездные кредиты и списать налоги. Мы должны трезво подходить, когда говорим о поддержке бизнеса», — подчеркнул вице-премьер-министр.
Кроме того, в Закон КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» внесено изменение, согласно которому правительство имеет право в случае необходимости на определенный срок освободить индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов.
Как видно, большинство, принятых правительством мер, с натяжкой можно назвать поддержкой бизнеса. Большая их часть касается отсрочки по отчетности в госорганы. Но кого она волнует, когда нет, по чему отчитываться.
Другое дело налоговые каникулы. «Акчабар» решил выяснить, сколько бы потерял Кыргызстан, освободив патентщиков от налогов на четыре месяца, как предлагалось ранее.
«По патентам сегодня работает весь малый бизнес с оборотом, не превышающим 8 млн сомов в год. Это розничная торговля, частично сфера услуг и вся швейная отрасль», – пояснил председатель Комитета по малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты Авазбек Керимбаев.
То есть вся та деятельность, которая сегодня и без того пострадала из-за простоя в результате введения ЧП. При этом даже в случае освобождения данных предпринимателей от оплаты обязательного патента, они все равно пополняли бы бюджет за счет: налога на прибыль, НДС на облагаемые поставки и налога с продаж.
В свою очередь на основе добровольного патента деятельность осуществляют все реализаторы, продавцы на рынках и в торговых центрах. Работа последних практически полностью парализована на большей территории страны. Кроме того, по патенту работают люди, которые занимаются оказанием услуг собственного труда. Часть из них перестроилась и готова осуществлять деятельность в условиях пандемии. Казалось бы, правильнее было бы со стороны государства поддержать их, ведь если они пополнят ряды безработных, то уже оно будет вынуждено им доплачивать в виде пособий.
Помочь в расчетах, сколько бы недополучил бюджет, предоставив налоговые каникулы патентщикам, помог утвержденный план республиканского бюджета на 2020 год.
Согласно документу, прогнозный показатель налога на основе обязательного патента на 2020 год определен в размере 302.9 млн сомов, поступления налога на основе добровольного патента — в 2 млрд 325.3 млн сомов. Сумма налогов рассчитана на год.
Таким образом, мы можем высчитать, что освобождение людей от уплаты налогов на основе добровольного и обязательного патентов сроком на четыре месяца обошлось бы государству немногим больше 876 млн сомов. Сумма, безусловно, немаленькая. Однако, если учитывать, что по последней информации потери бюджета составят 30 млрд сомов, то она не сыграла был существенной роли.
Куда важнее — это восстановление экономики после того, как пандемия закончится. И вот тут малый бизнес мог бы стать поддержкой для страны, но велика вероятность, что он до этого просто не дотянет.