Опубликовано
05.01.2024, 11:11Прошлый 2023 год фермеры Кыргызстана и соседних стран испытывали проблемы с поливом. Также сказались климатические условия, в регионе наблюдалась засуха, а потому это отразится на том, каким культурам для выращивания фермеры отдадут предпочтение в наступившем году. Заместитель министра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Самат Насирдинов рассказал, какие рекомендации дает министерство.
Самат Насирдинов рассказал, что в предпочтениях фермеров большую роль играет рыночный спрос. Фермер, прежде чем посадить ту или иную культуру, смотрит на то, какую прибыль он получит по итогам сбора урожая, и тут все зависит не только от цены на внутреннем рынке, но и важную роль играет региональный рынок. Самую хорошую цену может дать экспорт, но чтобы быть конкурентоспособным, нужно выдерживать качество и стандарты. Но иногда, по его словам, фермеры могут злоупотреблять пестицидами и агрохимикатами.
В начале 2023 года у фермеров Кыргызстана были трудности с экспортом в Россию молока и рыбной продукции, потому что в ней были выявлены антибиотики. Но этот вопрос уже разрешился: несколько раз в Кыргызстан приезжали комиссии Россельхознадзора, по тем нарушениям, которые установили, были выписаны предписания, и все недочеты устранены. На данный момент зарегистрированы определенные компании, которые соответствуют данным требованиям, и сейчас экспорт этой продукции в Россию налажен.
Мелкотоварность — тоже проблема, ведь, чтобы конкурировать, необходимо подстраиваться под определенные стандарты. Необходимо выдать определенное количество продукции, а для этого первоначально нужно обеспечить первичную переработку: очистку, сортировку, упаковку, а также качественное хранение. К примеру, у небольшого хозяйства мощность 100 тонн, а требования могут достигать 500 тонн и более. Самат Насирдинович считает, что фермерам необходимо объединяться в кооперативы и укрупняться, чтобы быть конкурентоспособными на внутреннем и региональном рынках. И обеспечивать стабильное и качественное сырье для пищевой перерабатывающей промышленности.
«В прошлом году мы большое внимание уделяли ирригации. Совместно со Службой водных ресурсов были проведены дополнительные работы по строительству и модернизации ирригационной инфраструктуры, строительству бассейнов декадного и суточного регулирования и водохранилищ. Также были проведены работы по очистке каналов, арыков и созданию условий, чтобы вода, которая была в прошлом году так необходима, могла дойти до фермеров. Было обеспечено круглосуточное дежурство на местах. Мы смогли сократить негативные последствия засухи. В этом году был хороший урожай сахарной свеклы, кукурузы. Но и в России тоже был хороший урожай своей кукурузы, и это тоже оказало влияние на региональный рынок. Те цены, которые были в 2022 году, в 2023 стали неактуальны, и фермеры, которые сеяли кукурузу, испытывают трудности. Но наше министерство провело работу, и первая партия кукурузы отправлена на экспорт в Китай. В будущем надеемся наладить постоянные поставки, и теперь у наших фермеров уже появился еще один новый рынок сбыта», — говорит Самат Насирдинов.
В кластере «Сахар» есть агрегаторы — заводы «Каинды» и «Кошой», где есть переработка сахарной свеклы, в рамках их бизнес-модели заводы предоставляют фермерам семена с высокой урожайностью, засухоустойчивые, а также с повышенной сахаристостью. Они заинтересованы в том, чтобы помочь фермерам выращивать тот объём, который они запланировали на год. Это очень правильный подход. У фермеров, которые входят в договор с ними, появляются гарантии, что у них заберут весь выращенный урожай по обговорённым ценам.
Замминистра рассказал, что в 2023 году обеспеченность картофелем составляет 220%, с потенциалом для экспорта в 120%.
«Многие фермеры, которые могли бы являться участниками кластера «Картофель», сейчас выращивают сорта пикассо и желе. Но, чтобы получить добавленную стоимость, нужно переходить на переработку картофеля. Если картошка, к примеру, стоит 20 сомов, то фри или чипсы – 80-150 сомов. Те сорта, которые сейчас выращиваются, не требуют дополнительных агротехнологий, но они не подходят для переработки, из них не приготовить чипсы или фри. Если поставить завод по приемке и переработке картофеля, то можно было бы попробовать внедрить такую устойчивую бизнес-модель, как с кластером «Сахар», — сказал он.
Он также отметил, что наблюдаются последствия засухи, которая была в Кыргызстане. И эти проблемы даже озвучивались на прошедшем в КР курултае. Сотрудники министерства получили порядка 230 обращений, и из них 80 процентов касались воды для полива. На многих территориях в прошлые годы были бассейны суточного и декадного регулирования. Сейчас некоторые водохранилища использовались неэффективно. Люди просили отремонтировать существующие и построить новые. Фермеры на местах тоже начали понимать, что вода — ценный ресурс, и надо бережно к ней относиться, экономить и эффективно использовать.
Он также рассказал, что, к примеру, в кластере «Масло» сейчас популярно сеять сафлор – масленичную культуру, которая не требует полива и может выращиваться на богарных полях. Сейчас она популярна в Джалал-Абадской области, в предгорных районах, где неполивные земли. Эта культура растет за счет дождевой влаги. В 2022 году было много дождей, и это отразилось на объёмах сбора, а в этом году в некоторых местах фермеры потеряли урожай даже этой засухоустойчивой культуры. Но министерство планирует поставить несколько заводов в регионах для получения масла из этой культуры, чтобы фермеры получали дополнительную прибыль и могли продавать не сырье, а готовый продукт.
«Отдельно хочется отметить, что многие поля находятся в частной собственности, и фермеров очень сложно убедить посадить ту или иную культуру. Они всегда ориентируются на цену. К примеру, в 2022 году была хорошая цена на чеснок, но если посадить его много, то будет переизбыток и цена упадет. Хотел бы порекомендовать многим фермерам укрупняться, начать работать вместе, создавать кооперативы. Пусть начнут хотя бы с родственников и соседей, сообща выращивать продукт, который будет соответствовать качеству, всем стандартам, и не будет проблем с экспортом», — рекомендует собеседник.
С фермерами, кстати, проводится большая работа, были созданы кластерные объединения. Несколько лет назад была презентована программа кредитования агропромышленного комплекса, где были созданы 9 кластеров по социально значимым товарам и 7 кластерных объединений по рыбе, меду, хлопку, шерсти, коже, бобовым культурам и орехоплодным. Кластер — это объединение фермеров, где на определенной территории они, предварительно договорившись, взяв на себя обязательство, развивают определенные направления. Фермер помогает обеспечивать стабильные поставки переработчику, а переработчик помогает фермеру сбыть продукцию.
На каждый из 16 кластеров было выделено по миллиарду сомов под льготное кредитование по двум государственным банкам под 6%.
Буквально недавно презентована программа, в которой ,учитывая плюсы и минусы, критику и предложения, вводятся изменения и дополнения, чтобы обеспечить облечённый доступ к этим государственным финансовым ресурсам, чтобы создать условия для развития данных кластеров, для строительства цехов, заводов для переработки. Таким образом по определенным видам можно достигнуть продовольственной безопасности.
«Продовольственная безопасность — это физическое наличие продуктов и их экономическая доступность. К примеру, хлеб стоит 20 сомов, то есть имеется его экономическая доступность. Но, когда есть хлеб, и он будет стоить 200-300 сомов, то он станет недоступным и не будет продовольственной безопасности. Что такое 100% обеспеченность? Когда продовольственная безопасность и собственное производство обеспечивается на 85 процентов, то можно говорить о полной обеспеченности данной продукцией. Сейчас мы обеспечиваем себя молоком, рыбой и картофелем», — говорит Самат Насирдинов.
Он отметил, что повышения цен на продукты не ожидается. Со стороны министерства делается все, чтобы цены были стабильными и предсказуемыми.
Он также добавил, что наши продукты экспортируются в Россию, Казахстан, Японию, Кувейт, Турцию и Саудовскую Аравию. В основном им оправляют замороженную рыбу, баранину, молочную продукцию. В Арабских странах популярен наш мед, также экспортируются шкуры мелкого и крупнорогатого скота. Но вся продукция идет на экспорт в виде сырья. Недавно было исследование, которое показало, что у нас в виде сырья те или иные продукты идут в Турцию по одной цене, Турция перерабатывает продукт и экспортирует его в Германию уже по более высокой стоимости, поэтому надо уделять большое внимание пищевой перерабатывающей промышленности, чтобы получать более высокую стоимость за продукцию.
В конце прошлого года было подписано предварительное соглашение АБР, Айыл банка, Минфина и Минсельхоза о финансировании строительства торгово-логистических и оптово-распределительных центров в регионах. Если они появятся на местах, то можно будет уже развивать такие услуги и у нас в стране, там самым обеспечить стабильный сбыт продукции фермеров, после ее упаковывать, сортировать и хранить, ведь хранение тоже имеет ключевую роль в ее сбыте. Когда готовилось к публикации интервью, стало известно, что Министерство сельского хозяйства было преобразовано в Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Отныне большое внимание будет уделяться строительству новых ирригационных объектов, водным ресурсам и очень большой акцент будет сделан на перерабатывающую промышленность.