Опубликовано
04.08.2023, 13:48Кыргызстан обвиняют в том, что его экономическое благосостояние растет на поставках санкционных товаров в Россию. За это в середине июля этого года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США даже внесло в черный список четыре отечественные компании. Всего их там пять — 19 мая США ввели ограничения в отношении компании Tro.ya.
Полностью отрицать наличие параллельного импорта в российские города нельзя. Хотя бы потому, что 21% экономики страны официально находится в тени. И кто знает, что там происходит. Однако и приписывать все достижения взаимной торговли между государствами поставкам санкционных товаров тоже неправильно. Чтобы убедиться в этом, достаточно более внимательно взглянуть на торговлю Кыргызстана и России.
В январе—мае этого года в товарообороте наших стран наблюдалось снижение сразу на 9.6%, до $1 млрд 11.9 млн. Это произошло за счет сокращения российского импорта на 17%, до $726.6 млн. Но даже при этом мы видим, что он занимает львиную долю в торговле двух государств. На экспорт в РФ приходится всего $285.3 млн.
Несмотря на скромные объемы поставок, РФ является основным рынком сбыта для нас. Ее доля составляет 32.5%. Поставки Кыргызстана в Россию в рассматриваемом периоде включали посудомоечные машины, традиционно лом и отходы из меди и обувь. Конечно, это далеко не весь спектр товаров, которыми мы торгуем, но самый крупный. Суммарно они принесли республике $116 млн 408.9 тысячи, или 40.8% всего объема экспорта.
Понятно, что приличная часть этих товаров — реэкспорт, хотя бы по тому, что посудомоечные машины у нас пока не собирают. Однако и это не новость. Республика давно зарабатывает на реэкспорте из Китая, который является нашим главным поставщиком.
«За пять месяцев этого года из КНР в Кыргызстан отправили одежды и принадлежности к ней на $15.3 млн, электрических машин и оборудования — на $162.3 млн, обуви — на $13.3 млн», — информирует Национальный статистический комитет.
Россия же находится по импорту в Кыргызстан только на втором месте. Она снабжала нас в основном нефтепродуктами ($138.6 млн), сталью ($120 млн), удобрениями ($17.5 млн) и растительным маслом ($16 млн).
По итогам 2022 года товарооборот Кыргызстана и России действительно вырос. Это и стало поводом подозревать нас в нечестной игре. Однако здесь важно сказать, что торговля между нашими странами начала расти еще до санкций, в 2021 году сразу на 46.9%, причем экспорт в тот год вырос на 53%. Кто-то скажет, что это эффект низкой базы, вызванный Covid-19, но и к доковидному периоду рост составил на 36.7%.
Более значительное увеличение экспорта Кыргызстана в Россию в прошлом году можно объяснить таким фактором, как ускорение темпов мировой инфляции в 2022 году (во многих регионах она достигла исторических значений). Кроме того, уход иностранных компаний с российского рынка способствовал более активному экономическому взаимодействию бизнесов наших государств.