akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: www

    Опубликовано

    26.04.2023, 05:45

    Низкие электротарифы — не повод для гордости, а барьер для развития

    Прошлая зима стала настоящим испытанием для энергетической системы КР. Избежать катастрофы удалось лишь благодаря самоотверженной работе сотрудников отрасли, пожалуй, чуду.

    Вместе с тем непонятно, случится ли такое же чудо следующей зимой или нет: сети изношены, а трансформаторы в холода просто взрываются от перегрузки. Улучшить ситуацию при отсутствии должного финансирования невозможно, поскольку дотаций из бюджета едва хватает, чтобы энергоотрасль сводила концы с концами. 

    Изменить положение дел может только введение рыночно оправданного тарифа. И первым шагом к этому должно стать предстоящее повышение стоимости электроэнергии до 1 сома за кВт.ч — соответствующие поправки уже проходят общественное обсуждение. 

    Острый дефицит на фоне мощного потенциала

    На днях стало известно, что Кыргызстан впервые будет покупать электроэнергию в России. Речь идет об импорте порядка 900 миллионов киловатт-часов, но, как уточняется, российская сторона готова в разы увеличить поставки и полностью закрыть дефицит электроэнергии в Кыргызстане. Электроэнергия пойдет в КР транзитом через Единую энергосистему Казахстана. Таким образом, Россия стала уже третьей страной, осуществляющей поставки электроэнергии в Кыргызстан, помимо Казахстана и Туркменистана.

    В действительности в тех или иных объемах Кыргызстан импортировал электроэнергию из соседних стран еще с 2010 года. Однако в последние несколько лет ситуация в сфере обострилась, дефицит энергии стал настолько ощутимым, что покрыть его стало возможно только за счет стабильных поставок из-за рубежа. 

    Одна из главных причин этого — наступление маловодного периода. Несколько лет подряд уровень воды в Токтогульском водохранилище, от которого гидроэлектростанции страны, обеспечивающие 90% выработки электроэнергии, снижался.
     
    Наполнение Токтогульского водохранилища зависит от того, сколько воды в него попадет в период с апреля по сентябрь, когда тает снег в верховье реки Нарын.  Чем больше снега выпадет зимой, тем больше воды поступит в водохранилище. Однако начиная с 2018 года уровень воды в Токтогулке падал из-за малоснежных зим. Так, к 1 октября 2019 года  было накоплено только 17,2 млрд кубометров, в 2020-м — 15.2 млрд кубометров, в 2021 году — 12.3 млрд кубометров воды.

    Для прохождения ОЗП республике необходимо пропустить через турбины примерно 8 млрд кубометров воды. При низком уровне накопления воды в Токтогулке использование такого объема воды означает, что уровень Токтогульского водохранилища упадет до «мертвого» в 5.6  млрд кубометров, при котором работа гидроэлектростанции остановится. Уже при объеме в 7 млрд кубометров ГЭС будет функционировать в аварийном режиме.

    Для того, чтобы не допустить полной сработки водохранилища, которая привела бы к длительной остановке ГЭС, Кыргызстану пришлось покупать электроэнергию за рубежом. Так, в 2019 году импортировано было 269.2 млн кВт/ч, в 2020-м —352.6 млн кВт/ч, а в 2021 году — уже 1 млрд 682.9 млн кВт/ч.

    Еще одной причиной того, что кыргызская энергосистема исчерпала свои возможности  по обеспечению внутренних потребителей страны электроэнергией собственного производства, стало значительно возросшее энергопотребление. 

    Как видно на графике, за 15 лет кыргызстанцы увеличили потребление в 1.8 раза. Если прибавить к этому недостаток финансовых ресурсов, которые позволяли бы синхронно наращивать производство энергетических мощностей, а также развивать и обновлять инфраструктуру, то неудивительно, что Кыргызстан оказался в точке, когда энергокризис стал чем-то, что может случиться уже в обозримом будущем. 

    Еще одна фундаментальная “болезнь” энергосектора КР — это полное отсутствие внимания в стране к проблемам энергоэффективности. Динамика структуры потребления электроэнергии после получения Кыргызстаном независимости показывает, что с 1991 года электропотребление в промышленности сократилось в 2.8 раза, а в сельском хозяйстве — в 3.6 раза. Это было связано с общим падением экономики, закрытием ряда крупных энергоемких производств и расформированием большинства коллективных хозяйств. Но при этом потребление электроэнергии на бытовые нужды населения только росло.

    Основной причиной подобного увеличения потребления электроэнергии населением на бытовые нужды (в первую очередь на отопление) явилось значительно более выгодная его стоимость по сравнению с другими источниками энергии. Низкие тарифы на электроэнергию не только не способствовали развитию энергосберегающих и энергоэффективных технологий при строительстве и эксплуатации жилья, а также при ведении предпринимательской деятельности, но и стали еще одной причиной того, почему электроэнергетический комплекс не в состоянии удовлетворить потребности населения в электроэнергии.

    Отметим, согласно данным ДТЭК, большая часть электроэнергии потребляется населением, на долю которого приходится 53.79% от общего объема потребления. Остальные 46.21% потребления электроэнергии составляют небытовые потребители.

    • население — 53.79%;
    • небытовые потребители — 28%;
    • энергоемкие потребители — 9.74%;
    • бюджетные потребители — 4.5%;
    • насосные станции — 3.5%;
    • некоммерческие организации — 0.29%;
    • электротранспорт — 0.17%.

    Денег нет, но вы держитесь

    Износ оборудования в энергетическом секторе КР в настоящее время составляет 80%. Это объясняется в основном систематическим недофинансированием отрасли, которая долгое время работает в убыток. 

    Сегодняшние тарифы на электрическую энергию не покрывают необходимых затрат энергокомпаний на выработку, передачу и распределение электроэнергии, тем самым ежегодно создавая и увеличивая дефицит денежных средств в энергосистеме. Так, по данным ДТЭК, годовой доход энергокомпаний за 2022 год с учетом факта 11 месяцев составил – 24.8 млрд сомов, расход – 32.1 млрд сомов, при этом дефицит составил – 7.3 млрд  сомов. 

    Какова же реальная стоимость кыргызского электричества и из чего она складывается?
    Формирование конечного тарифа на электроэнергию для потребителей республики складывается из стоимости выработки, передачи и распределения электроэнергии. Расчетная ожидаемая стоимость электрической энергии за 2022 год —в размере 2.38 сома/кВт.ч. 

    Эта цифра складывается из следующих составляющих:

    • стоимость выработки 1 кВт.ч электрической энергии на генерирующих станциях ОАО «Электрические станции» (ОАО «ЭС») — 1.19 сома;
    • стоимость услуг по передаче 1 кВт.ч электрической энергии по высоковольтным сетям напряжением 110-220-500 кВт, принадлежащим ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (ОАО «НЭСК»), составляет 0.3 сома;
    • при распределении электрической энергии по сетям неизбежно происходят технические потери, уровень которых определяется техническим состоянием сетей и режимами их работы, эти потери (11.7%) в стоимостном выражении составляют 0.23 сома на каждый полезно отпущенный распределительной компанией 1 кВт.ч электроэнергии;
    • затраты самих распределительных компаний, которые в среднем  составляют 0.48 сома за 1 кВт.ч полезно отпущенной электроэнергии конечному потребителю;
    • стоимость электроэнергии для конечного потребителя включается также невозмещаемый НДС. Этот налог начисляется на продажу электрической энергии распределительным компаниям от генерирующей компании. И с учетом ставки в 12% составляет 0.18 сома на каждый кВт.ч закупленной и переданной электроэнергии до распределительной компании. Обычно впоследствии, при дальнейшей продаже товара налог начисляется снова, а ранее оплаченные при покупке суммы налога принимаются к возмещению, т.е. зачитываются Налоговой службой как уже оплаченные. Однако распределительные компании не начисляют данный налог при продаже электроэнергии населению. В результате возникает невозмещаемый НДС, т.е. та часть налога, которая начисляется компании, но потом не возмещается при продаже электроэнергии потребителям.

    Понятно, что электротариф, отличный от себестоимости электроэнергии, не способен обеспечить даже просто устойчивость отрасли, не говоря уже о том, чтобы способствовать ее развитию. В результате энергетика — в застое и ее дальнейшие перспективы  незавидны настолько, что на их фоне прошлогодний январский региональный блэкаут выглядит мелкой неприятностью.

    Надо отметить, что к такому положению дел республика шла все годы своей независимости. Стоимость электричества в республике за два с лишним десятка лет изменилась очень незначительно. С 2010 года стоимость электроэнергии для населения в Кыргызстане выросла всего лишь на 10%, с 0.7 сома до 0.77 сома в 2022 году. Тариф был увеличен на 0,07 сома  в 2015 году. После этого 7 лет тарифы для граждан не менялись. 

    Кроме того, за 32 года независимости  правительство ни разу не проводило  индексацию стоимости электричества на инфляцию. Если бы это делалось, то сегодня тарифы на электрическую энергию для населения составляли 1.59 сома за кВт.ч, для прочих потребителей — 3.02 сома. 

    Для сравнения, за тот же период бензин марки АИ-92 и природный газ подорожали на 72.2% и 26.6% соответственно. А продуктовая корзина, состоящая из говядины, хлеба, молока, яиц, сахара, подсолнечного масла и картофеля, только с декабря 2015 года по декабрь 2022 года выросла в цене в среднем на 63.7%.

    К слову, зарплаты кыргызстанцев и их валютные сбережения также увеличивались. Рост валюты за этот период составил 81.7%. Что касается зарплаты, то если в 2010 году она в среднем по стране составляла 7 тысяч 249 сомов в месяц, то на конец 2022 года  возросла в 3.5 раза — до 25 тысяч 27 сомов. 

    Кредиты — не панацея

    Недостаток финансовых средств в сфере, необходимых для поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии, компенсировался за счет кредитования — внутри и вне страны. В итоге, по данным на 1 января 2023 года, задолженность энергокомпаний по иностранным и бюджетным займам выросла до 146.9 млрд сомов ($1 млрд 680 млн). Это почти половина государственного бюджета Кыргызстана.

    Правда, получение внушительного количества кредитов не приводит ни к модернизации отрасли, ни к запуску новых мощностей и т.д. А все потому, что эти средства направляются на решение текущих проблем — только чтобы удержать отрасль в рабочем состоянии. 

    Вместе с тем сегодня кыргызская энергетическая отрасль вплотную подошла к тому моменту, когда сумма поступлений финансовых средств от реализации электроэнергии населению и другим потребителям значительно меньше, чем выплаты по кредитам и текущие расходы энергокомпаний. В результате энергокомпании вынуждены оптимизировать расходы. Частое вынужденное сокращение расходов и недофинансирование ремонтных работ и капитальных вложений может привести к отрицательному результату по показателям, таким как увеличение количества аварий и отключений.  

    Так что да, в Кыргызстане действительно тариф на электроэнергию для населения один из самых низких в мире (он таковым остается даже после нынешней коррекции). Правда, если разобраться, это вряд ли можно считать поводом для гордости. Прежде всего потому, что на сегодня энергосфера республики работает в режиме испытания на прочность: сможет или нет «вывезти» потребности населения при минимальных вложениях. 

    Кроме того, существуют и другие, с первого взгляда не очевидные, но весьма ощутимые последствия дешевизны электричества. Энергосектор поддерживается на плаву за счет дотаций из бюджета. Только в 2023 году Минфин планирует направить в энергетику 10,8 млрд сомов. В 2024-м эту сумму планируют увеличить до 55.8 млрд сомов, а в 2025 году — до 57.1 млрд сомов. Эти миллиарды сомов могли пойти на строительство школ, дорог, больниц и т.д. 

    К тому же параметры существующей энергосистемы сдерживают рост экономики. В Кыргызстане никто  не будет запускать новые производства, строить заводы и фабрики, а значит, и создавать новые рабочие места, поскольку для этого просто нет энергетических мощностей. А при таком раскладе мечтать об экономическом процветании не приходится.

    Изменение тарифа как первый шаг к стабилизации

    Единственным действенным способом сохранить энергосектор Кыргызстана и тем самым обеспечить энергетическую безопасность республики на сегодня является пересмотр действующего тарифа. Этот шаг и предприняли власти, введя с 1 мая 2023 года новую тарифную сетку для абонентов республики.

    Для потребителей из числа малообеспеченных семей (список формируется Министерством труда и социального развития) тариф не изменился. При потреблении до 700 кВт.ч они будут платить за 0.5 сома/кВт.ч. При потреблении свыше 700 кВт.ч стоимость электроэнергии для них также сохраняется в размере 2.16 сома/кВт.ч.

    Отметим, государство не предоставило компенсацию за электроэнергию пенсионерам и ЛОВЗ, поскольку в 2022 году был выделен значительный объем средств на увеличение базовой и страховой частей пенсий. Так, начиная с 1 октября прошлого года базовая часть пенсий была увеличена на 77% для 735.7 тысячи пенсионеров, а страховая часть проиндексирована за счет страховых взносов на 15%. Эти меры позволили увеличить средний размер пенсии по стране на 33%, или до 8 тысяч сомов.

    Кроме того, правительство предусмотрело в бюджете на 2023 год деньги на выполнение своих социальных обязательств: повышение уровня жизни населения и оказание адресной социальной помощи наиболее уязвимым категориям граждан. Таким образом правительство продолжает работу по постепенному изменению подходов к проблемам инвалидности в соответствии с международными стандартами и нормами.

    Так, в этом году на финансирование расходов, связанных с предоставлением пособий многодетным матерям, матерям детей-инвалидов и другим уязвимым категориям граждан, правительство выделило из республиканского бюджета 41 млрд 356,8 млн сомов.
    Несмотря на то, что государство напрямую не предоставляло пенсионерам компенсацию за электроэнергию, принятые ранее меры успешно вывели пенсионеров из категории уязвимых граждан, нуждающихся в дополнительных субсидиях.

    Для основного населения стоимость электроэнергии изменится на 0.23 сома/кВт.ч, или на 29.9%, и составит 1 сом/кВт.ч при потреблении до 700 кВт.ч. Стоимость электроэнергии, потребленной свыше порога в 700 кВт.ч, для этой категории потребителей остается прежней — 2.16 сома/кВт.ч.

    Для жителей высокогорных и отдаленных районов стоимость электроэнергии изменится на 0.23 сома/кВт.ч, или на 29.9%, и составит 1 сом/кВт.ч без ограничения потребления. 

    Существующий тариф для населения, использующего электроэнергию без ограничения мощности (без лимита), снижен до 3.28 сома/кВт.ч (на 34.9%) вместо 5,04 сома/кВт.ч.  

    Отметим, лимит потребления на уровне 700 кВт.ч сохранен в ходе обсуждения постановления кабмина о введении новых тарифов. Он был рассчитан экспертами в 2015 году на основе данных об энергопотреблении электроприборов, за исключением обогревателей в семье из 4 человек.

    Что  же касается потребления электроэнергии, то 67.89% от общего объема потребления, что эквивалентно 4 млрд 919 млн 171.1 тысячи кВт.ч, было потреблено в пределах установленного лимита в 700 кВт.ч, включая семьи с низким доходом. Только 19.03%, или 1 млрд 378 млн 124.1 тысячи кВт.ч электроэнергии, потреблено сверх лимита.

    В результате повышения тарифа на электроэнергию для населения (за исключением категории — малоимущие семьи), а также для ряда небытовых абонентов прогнозируется, что за 12 месяцев предприятия энергетического сектора республики получат дополнительный доход в размере 2 млрд 661,2 млн сомов. Дополнительный доход от бытовых абонентов составит 1 млрд 253 млн сомов. Средства, полученные в результате повышения тарифов, будут направлены на модернизацию устаревшего оборудования. Это в свою очередь позволит предотвратить возможные аварии на энергетических объектах и системные отключения.

    В дальнейшем ежегодно тариф на электроэнергию планируется корректировать с учетом инфляции, что поможет постепенно прийти к рыночной стоимости электричества, а значит, и решить проблемы с недофинансированием отрасли. 


    Читать похожее