Опубликовано
23.08.2022, 10:03Россия после введения в отношении ее экономических санкций ищет новые торговые пути для поставок на свой рынок высокотехнологичных товаров — смартфонов, ноутбуков и бытовой техники. Частично эту нишу занял Казахстан. Так, по данным издания Forbes.kz, в первом полугодии экспорт смартфонов в количественном выражении из этой республики вырос сразу в 328 раз — с 560 штук в первой половине 2021 года до 183.6 тысячи единиц в 2022 году. Кыргызстан также расширяет свое присутствие на российском рынке, увеличивая поставки товаров.
Традиционно Кыргызстан экспортировал в Россию овощи, фрукты, молочную продукцию, товары швейной промышленности, а также хлопковое волокно, отходы лома и меди, части автомобилей и тракторов. В этом году структура экспорта несколько изменилась. Кроме привычных товаров, республика начала поставлять в РФ не совсем привычные товары, например, духи и косметические средства. Национальный статистический комитет фиксирует почти двукратный рост экспорта в Россию — в первом полугодии 2022 года он составил 91.8%.
Президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева уверена, что эти цифры не следует расценивать как сигнал того, что товары из Кыргызстана заполнили российский рынок, а в экономике республики происходят глобальные улучшения.
«Нацстатком публикует статистику в денежном выражении: растут цены — растет и экспорт. Фактически же он не изменился. Как торговали раньше, так же торгуем и сейчас. Да, действительно из-за сложившейся ситуации Россия ищет новых поставщиков. К примеру, раньше она покупала яблоки в Польше, теперь закупает их в Кыргызстане. Но это единичные, а не массовые случаи. Иначе мы бы видели появление в республике больших яблоневых садов или других производств. Но этого нет», — говорит Гульнара Ускенбаева.
В отчетах о взаимной торговле, которые публикует Нацстатком, можно заметить целый ряд товаров, который Кыргызстан начал поставлять в Россию только в этом году. При этом многие наименования не производятся в республике, а завозятся в нее из третьих стран. Условно их можно разделить на три группы: бытовые приборы, технологичное оборудование и прочие товары.
Судя по объемам поставок, их нельзя отнести к массовой тенденции. Более того, самые большие поставки отмечаются по тем наименованиям товаров, которые не относятся к санкционным или произведенным в странах, которые ввели санкции.
«На самом деле санкции нас не затронули. Действительно, мы все находимся в едином Евразийском пространстве, но это не значит, что у нас одна страна. При этом если какая-то кыргызская компания все-таки будет нарушать санкции и поставлять санкционные товары в Россию, то она может попасть под международные ограничения, но они не затронут республику в целом. Суммируя, можно уверенно сказать, что Кыргызстан не стал страной-поставщиком в Россию санкционных товаров», — продолжила Ускенбаева.
Санкции в отношении России и военные действия в европейской части материка, безусловно, оказали влияние на торговлю Кыргызстана с другими странами. К примеру, экспорт в страны Европы сократился за шесть месяцев 2022 года на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, несмотря на, казалось бы, пугающие цифры, экспортеры и поставщики не испытывают панических настроений.
«Из-за ситуации в Украине пришлось поменять логистические маршруты, что отражается на стоимости товаров. В остальном торговля идет на том же уровне, что и раньше», — говорит Гульнара Ускенбаева.
Тем не менее глава ассоциации отмечает, что сложившийся кризис подтолкнул власти к серьезной проработке новых торговых маршрутов. Например, впервые за много лет на одной площадке собрались лидеры центральноазиатских стран, наметились подвижки по проекту строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
По мнению Гульнары Ускенбаевы, сейчас важно думать о региональной центральноазиатской экономической интеграции и улучшать торговое взаимодействие с самыми ближайшими соседями.