akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: www

    Опубликовано

    02.11.2022, 11:48

    Транспортный коридор «Север — Юг» даст Кыргызстану выход к морю

    Как считают аналитики Евразийского банка развития, в условиях перенастройки транспортно-экономических связей на евразийском пространстве развитие мультимодального транспортного коридора «Север — Юг» выступает ключевым южным вектором «новой логистики».

    Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» связывает северо-западную часть Евразийского экономического союза и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана. В него включена инфраструктура железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта, морские порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала, Баку/ Алят, Актау/Курык, Туркменбаши, Энзели, Ноушехр, Амирабад), порты Персидского залива (Бендер-Аббас и Чабахар), автомобильные (АПП) и железнодорожные пункты пропуска, а также международные аэропорты. 

    Юридической базой создания этого коридора стало трехстороннее межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг», подписанное в сентябре 2000 года Республикой Индия, Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией.

    Основным импульсом для повышения значимости транспортных маршрутов по оси «Север — Юг» в последние годы являются активное взаимодействие ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами южной части коридора в рамках реализации концепции Большой Евразии, а также активизация Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и других стран, тяготеющих к этому МТК, в вопросах развития транзита и мультимодальных коридоров в Каспийском регионе. 

    Так, в декабре 2014 года была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Жанаозен — Кызылкая — Берекет — Этрек — Горган протяженностью более 900 км, проходящая в направлении север — юг и соединяющая Казахстан, Туркменистан и Иран. А в мае 2018 года ЕАЭС подписал с Ираном временное соглашение об образовании зоны свободной торговли (ЗСТ). Идут переговоры по заключению договора о создании ЗСТ между ЕАЭС и Индией. 

    Недешево, но быстро

    Уникальное направление МТК «Север — Юг» создает возможности для стыковки с другими глобальными и региональными широтными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад.

    Главным преимуществом МТК «Север — Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, является значительное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. 

    «Срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней. При том что срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север — Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок доставки до 15—18 дней. После ввода в эксплуатацию железнодорожного участка Астара — Решт на территории Ирана время доставки грузов по МТК «Север — Юг» дополнительно сократится», — отмечают аналитики.

    Сокращение срока доставки является критичным для целого ряда товаров, которые могут перевозиться по коридору: продовольствия, изделий из текстиля, бытовой техники, электроники и так далее. Для производителей дорогостоящих товаров важным фактором является повышение оборачиваемости капитала (снижение стоимости грузовой массы в пути).

    Использование транспортных маршрутов МТК «Север — Юг» позволяет сократить сроки доставки как минимум на 25%. Однако стоимость перевозки грузов по данному коридору не является его однозначным конкурентным преимуществом. Тарифы на перевозку груза по маршруту МТК «Север — Юг» остаются относительно высокими, несмотря на низкие временные затраты на транспортировку. 

    Средняя плата за железнодорожную доставку на направлении Индия — Пакистан — Иран —Оман в Европу оценивается в $3 тысячи 500 за 20-футовый контейнер. Для сравнения, до начала пандемии COVID-19 ставка фрахта морских судов за перевозку аналогичного объема груза через Суэцкий канал была приблизительно в два раза меньше и составляла от $1 тысячи до $1 тысячи 200. 

    Совокупный потенциал контейнерных перевозок по МТК «Север — Юг», включающий в себя потенциал всех трех основных направлений маршрута и все виды транспорта, может составить от 5.9 до 11.9 млн тонн к 2030 году в зависимости от сценария. При этом сопряжение МТК «Север — Юг» с евразийскими широтными транспортными коридорами, связывающими восток и запад, обеспечит от 2.3 до 4.4 млн тонн, или около 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок. 

    В логистических коридорах

    В случае создания благоприятных условий для развития перевозок по МТК «Север — Юг» (ликвидация «узких мест» инфраструктуры, упрощение процедур пересечения границ, согласованная тарифная политика, формирование механизма по управлению коридором и так далее) перечень заинтересованных стран и стран — участниц соглашения может расшириться. В их число могут войти некоторые страны Персидского залива, Индийского океана и Восточной Африки, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан в Центральной Азии, Китай (в части развития торговли с Ираном), а также некоторые государства Центральной и Восточной Европы.

    Развитие оси «Север — Юг» Кыргызстану могло бы обеспечить выход к морю. Республика заинтересована в запуске железнодорожного коридора Бендер-Аббас — Ош через территорию таких стран, как Иран, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан. Иранская сторона также полностью поддерживает целесообразность запуска данного сообщения и готова обсудить вопрос о предоставлении максимально низких тарифов для КР иранскими железными дорогами. На 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей 23 сентября 2021 года в Нью-Йорке, главы МИД Ирана и Кыргызстана обсудили также возможность предоставления Ираном Кыргызстану земельного участка и соответствующей инфраструктуры в порту Бендер-Аббас для транзита и поставки товаров из Кыргызстана.

    «Еще одним направлением развития коридора «Север — Юг» может стать создание в среднесрочной перспективе трансафганского маршрута, который должен соединить Центрально-Азиатский регион с иранским портом Чабахар через территорию Афганистана. Кроме того, МТК «Север — Юг» и коридор № 5 ОСЖД10 стыкуются в железнодорожном узле Ртищево Приволжской железной дороги. Эта стыковка позволяет обеспечить привлечение на МТК «Север — Юг» части грузопотоков из Казахстана и Кыргызстана, следующих в направлении портов Балтийского бассейна, Центральной России и Республики Беларусь», — говорится в публикации.

    Также потенциал привлечения грузопотоков из стран Центральной Азии на Восточную ветвь МТК «Север — Юг» может быть реализован путем его стыковки с коридорами ЦАРЭС 13. Из шести транспортных коридоров стыкуются три.

    Коридор № 2 ЦАРЭС (Средиземноморье — Восточная Азия), известный также как Транскаспийский, связывает Стамбул через Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызскую Республику с Китаем и включает 9.9 тысячи км автодорог и 9.7 тысячи км железных дорог. Этот коридор во многом совпадает с Транскаспийским международным транспортным маршрутом и обладает значительным потенциалом контейнеризации.

    Коридор № 3 ЦАРЭС (граница Российской Федерации — Ближний Восток и Южная Азия) включает 6.9 тысячи км автодорог и 4.8 тысячи км железных дорог, связывая юг Западной Сибири через Казахстан, Кыргызскую Республику, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан со странами Ближнего Востока и Южной Азии. Стыковка коридора № 3 ЦАРЭС с «Лазуритовым коридором» позволит в будущем привлечь грузопотоки с создаваемой трансафганской транспортной сети на МТК «Север — Юг». 

    В состав коридора № 6 ЦАРЭС (Европа — Ближний Восток и Южная Азия) входит 10.6 тысячи км автодорог и 7.2 тысячи км железных дорог. Он соединяет Российскую Федерацию через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан с Ближним Востоком и Южной Азией. Программа ЦАРЭС предусматривает инвестиции для реконструкции и развития 2.5 тысячи км автодорог, 1.2 тысячи км железных дорог, а также двух аэропортов. Стыковка с коридором № 6 ЦАРЭС в северной части прикаспийского региона обеспечивает доступ на МТК «Север — Юг» грузопотоков из Центральной Азии.

    Для материала использовались данные доклада ЕАБР «Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура».

    Читать похожее