Опубликовано
21.11.2023, 06:09В Бишкеке прошел ежегодный форум «Зеленая экономика — 2023». Мероприятие, нацеленное на продвижение устойчивого развития, собрало более 500 экспертов и представителей различных секторов, включая государственные органы, частный сектор и международные организации.
Менеджер по зеленой экономике бизнес-ассоциации JIA Азамат Дуйшеев рассказал корреспонденту «Акчабара», как принципы зеленой экономики проникают в кыргызский бизнес.
— Зеленая экономика уже стала трендом во всем мире, и в странах Центральноазиатского региона она тоже набирает популярность. Кыргызстан в некоторых отраслях зеленой экономики опережает соседние государства. К примеру, у нас динамично развивается рынок электротранспорта.
У каждого бизнесмена есть цель — получить максимальный доход с минимальными расходами. С этой позиции зеленая экономика очень подходит во всех сферах бизнеса. Да, зеленые технологии дорогие, но у них ресурсоэффективность и энергосбережение намного выше, и их стоимость окупится в будущем. В КР некоторые принципы этой экономики уже используются. К примеру, развивается рынок электромобилей, используются солнечные панели и коллекторы, изготавливаются энергосберегающие окна, двери, крыши, газовые установки, люди переходят на газовое отопление. В сельском хозяйстве используют капельное орошение и полив с помощью дронов.
Уже есть компании, использующие безотходные принципы в сфере текстильного производства. Есть локальные предприятия, которые уже используют принцип зеленых технологий, но пока в республиканском масштабе. Это лишь малая часть.
В JIA есть зеленый комитет, в который входят более 50 предпринимателей из всего Кыргызстана из разных секторов деятельности.
— Многие считают, что зеленые технологии дорогие. На первый взгляд, действительно, может так показаться. Но приведу самый простой пример. В магазинах самые обычные не энергосберегающие лампочки стоят 20 сомов, а энергосберегающие — 150-200 сомов. Но они прослужат намного дольше, чем обычные, которые очень быстро перегорают. К тому же при использовании простых лампочек в конце месяца люди получают счет за электричество на большую сумму. Так какие же лампочки экономичнее?
Расскажу еще один интересный случай. Мы приглашали в Бишкек эксперта из Индонезии, он проводил семинары для наших предпринимателей и рассказал интересный пример. В Индонезии есть компания по производству мебели из бамбука. У фирмы огромный цех, в помещении очень много ламп и, конечно, потребляется много электроэнергии. Тем более сотрудники работали и в дневную, и в ночную смены. Руководство приняло решение поменять обычные лампы на энергосберегающие. И на этом они сэкономили более $20 тысяч за год. Хозяин на эти средства приобрел дополнительно другое оборудование для цеха. Представляете, какой плюс для бизнеса!
— В Кыргызстане энергосберегающие технологии часто используют в HR-сфере. В отелях и ресторанах все чаще устанавливают раковины с бесконтактным сенсорным смесителем, он реагирует на руки и подает воду только тогда, когда это действительно необходимо. Таким образом, рестораторы и владельцы отелей экономят воду. В мечетях, кстати, тоже стали использовать такие сенсорные технологии для совершения омовения перед намазом, теперь вода не льется попусту. И это ведь тоже сбережения, имамам не придется в конце месяца объявлять о пожертвованиях, чтобы оплатить счета за воду.
Наша ассоциация ведет активную работу в продвижении зеленой экономики в полном понимании. В нормативно-правовых актах понятие зеленой экономики не четко раскрыто, ассоциация поднимает инициативы в совершенствовании нормативных актов в сфере зеленой экономики.
Бизнес не против перехода на зеленые принципы экономики, но нужна государственная поддержка в виде субсидий, льготных кредитов, а также площадки для обсуждения передового опыта и новых инициатив.
Зеленая экономика зародилась в европейских странах, и ее терминология сложная и не всегда понятная. Даже нам, предпринимателям и экспертам, бывает сложно. Наша ассоциация занимается сейчас продвижением зеленой экономики на кыргызском языке. Хотим, чтобы ее принципы были доступны и понятны для наших граждан. Для этого в регионах проводим семинары на кыргызском языке.
Раньше считалось, что зеленая экономика относится только к сельскому хозяйству. К примеру, люди думали, что если ты выращиваешь экологически чистую клубнику, то это уже и есть зеленая экономика. На самом деле если при выращивании клубники используется капельное орошение, то эта экономика действительно считается зеленой. Но если ягода поливается водой из арыка, то эту экономику уже такой не назовешь. На самом деле зеленые принципы экономики можно встретить во всех сферах жизни.
— Наша ассоциация проводит самый масштабный в стране форум с выставкой, где компании, продвигающие зеленую экономику, могут представить свою продукцию. От государственных органов и граждан часто слышим, что у Кыргызстана нет своего зеленого продукта. Но у нас есть фирмы, которые изготавливают продукты питания и они используют экологически чистые продукты. Есть энергосберегающие окна, двери, панели. Есть компании, которые могут помочь написать зеленые бизнес-планы. Это дорогой документ, экспертов по зеленой экономике у нас очень мало, и такие специалисты тоже дорогие. Поэтому наша ассоциация сейчас занимается еще и подготовкой зеленых кадров. Мы не должны искать кадры из-за рубежа, мы должны «озеленить» действующих экспертов.
Также для студентов организуем стажировки и практики на зеленых предприятиях у наших резидентов, которым не хватает специалистов со знаниями зеленой экономики.
У нас в республике пока нет нормативно-правовой базы, к примеру, для установки электрозарядных станций, как нет и дорожных знаков, указывающих, где находится такая станция. В развитых странах такие знаки уже есть, и мы хотим, чтобы они появились и у нас. Мы хотим, чтобы люди переходили на электромобили. Говорят, что в Бишкеке два основных фактора, загрязняющих воздух, — отопление в частных домах и выхлопные газы от автотранспорта. Поэтому для столицы использование электромобилей сейчас очень актуально.
— Да, электромобиль чуть дороже, чем обычный автомобиль. Но это потому, что у него расход эффективнее. Люди, может быть, и хотели бы приобрести такой автотранспорт, но у них нет таких денег, поэтому и нужны льготные кредиты на такие приобретения.
К примеру, Honda Fit в среднем стоит сейчас $7-9 тысяч. Средняя стоимость электромобиля — примерно $12 тысяч. У населения должен быть стимул для приобретения электромобилей. К примеру, их владельцы получали бы бесплатно места на муниципальных стоянках.
— Недавно мы устраивали бизнес-тур для наших предпринимателей в Италию. Там они смогли встретиться с итальянскими бизнесменами, которые производят зеленое оборудование. Они приглашали нас на свои предприятия, делились опытом. Раньше мы также ездили в Индию, Сингапур, Японию, и их компании, использующие принципы зеленой экономики, готовы поделиться опытом с нашими предпринимателями.
В части электромобилей можно ориентироваться на Китай — Number One в мире по развитию рынка электромобилей. Можно было бы открыть филиал их известных и уже зарекомендовавших себя компаний — Changan или BYD Auto Industry в Кыргызстане. Узбекистанский «Узавтосаноат» с китайской компанией BYD заключил меморандум, но завод по выпуску электромобилей пока не открыли.
Можно было бы перенять опыт Германии в сфере сельского хозяйства. Также там хорошо используют возобновляемые источники электроэнергии. Итальянский — в области переработки мусорных отходов, можно было бы поучиться перерабатывать швейные отходы, которые у нас никак не перерабатываются. Смарт-технологии тоже отвечают принципам зеленой экономики, можно было бы использовать сингапурский опыт.
Кстати, в этом году на форум мы пригласили представителей из Казахстана и Узбекистана, которые занимаются установкой солнечных коллекторов и панелей для школ, университетов, госорганов, чтобы они поделились опытом своих стран. Сейчас у нас нет как такового опыта в использовании энергии солнца для административных учреждений. А в РУз госзаказ — делать энергию из солнца, ведь она бесплатная. Надеюсь, мы в этой части тоже будем развиваться.