Опубликовано
03.10.2022, 05:46В 20-х числах сентября в Кыргызстан хлынул поток российских мигрантов. На данный момент эта вторая волна миграции, которая количественно превзошла первую. Для многих из них страны Центральной Азии станут временным перевалочным пунктом, местом для того, чтобы выдохнуть и понять, что делать дальше. Есть и те, кто непросто определил для себя постоянную локацию, но еще и успел адаптироваться к местному ритму, создать комфортную среду и продолжить развивать свою деятельность на территории новой для себя страны.
Редакция «Акчабар» встретилась с одним из релокантов Ильей Мензелеевым, чтобы обсудить все «трудности перевода»: жилье, цены, прожиточный минимум, открытие бизнеса и смелые планы на будущее.
Кратко об Илье: он переехал в Бишкек из Москвы полгода назад. Ранее работал в крупном рекламном агентстве, в сфере IT, на музыкальном лейбле и управлял креативным кластером в Москве. Позиционирует себя как коуч и ведет блог в социальных сетях под названием, созвучным его деятельности и образу жизни, — «Коучевник». Там он делится советами, мыслями и опытом проживания в Кыргызстане.
Я родился в Кыргызстане — в городе Оше, но, когда мне исполнился год, мои родители приняли решения уехать из страны. По сути, я только сейчас узнал Кыргызстан. Здесь я чувствую себя намного больше своим, чем за 20 лет нахождения в Москве. Это удивительно, потому что, наблюдая за второй волной, я больше переживаю уже за местных граждан, нежели за россиян. Как они будут себя чувствовать от большого количества не айтишников, которые начнут пытаться искать здесь работу.
Здесь классная земля, невероятная природа, культура. Учитывая, что я много где был, никогда не думал про миграцию. Но здесь очень хорошо.
Для большинства это как будто бы еще транзитная зона. Вероятно, это потому, что на протяжении долгого времени Кыргызстан никоем образом не рассматривали как место, куда стоит мигрировать. Многие и сейчас уезжают и будут уезжать. Есть несколько случаев, когда люди приехали сюда, поняли, что здесь классно, и остались. Но еще и потому, что неизвестно, где сейчас будет лучше.
По итогу моего полугодового проживания здесь я могу с уверенностью сказать, что некоторые страны ЦА можно рассматривать как очень классную точку присутствия, из которой непонятно зачем уезжать.
Я вижу, что люди не рвутся в Узбекистан, Таджикистан. Чаще рассматривают Кыргызстан либо Казахстан. Встречается паттерн в голове, что если есть деньги, то нужно ехать в Казахстан. Притом я заметил это даже у местных. Я был в Алматы, мне понравилось. Кажется, что там больше «движа» и больше финансовых вливаний в области, которые интересны лично мне, прежде всего, это работа с городскими пространствами и креативными кластерами. Алматы показался мне более подходящим для работы, а Бишкек — для жизни.
Как мне рассказывали, в Узбекистане хорошо развиты бизнес-коммуникации. Там все время кого-то встречаешь, есть понятные сформированные локации, где находятся преимущественно экспаты. Легко встретиться с человеком и не только на словах договориться, а на деле пойти что-то подписать и перейти к реализации. Не могу точно сказать, насколько это массовое движение.
Здесь бюрократия процветает сильнее, чем в России. Там хорошо развита цифровизация. Например, портал «Госуслуги», который нет-нет лагает, но ты так или иначе заходишь и получаешь через интернет любую услугу, которая тебе нужна. Такого удобного аналога в мире нет. Банковская система здесь это тоже бумажка на бумажке, а вот банкинг в России один из лучших. Правда, в Европе с этим еще хуже. Там, чтобы получить сим-карту, нужно отправить три письма физической почтой. Так что смотря с чем сравнивать.
Хотелось бы отметить электронную очередь в ЦОНе. Классная вещь. И о ней как будто известно только 2% населения.
А еще на дорогах частенько происходят вещи, за которые в России давно бы отняли водительские права.
Плюс минус $1 тысяча, если мы говорим об одном человеке. $400 уходит только на аренду квартиры. Если мы говорим о паре, наверное, незначительно больше этой суммы. С семьей сложнее, там от $1.5 тысячи до бесконечности. В Оше на $500 можно жить месяц и вообще не париться. В первые две недели после начала войны, когда мы приехали с товарищем, мы потратили по 5 тысяч сомов каждый, не считая аренды квартиры. И не то чтобы было не кайфово.
Я знаю тех, кто живет и за меньшие деньги, и тех, кто не может остановиться в тратах. Поэтому важно не только, как ты зарабатываешь, но и как ты тратишь.
В России другие зарплаты. После переезда мои доходы снизились в разы, а качество жизни выросло. В этом смысле я не чувствую себя пострадавшей стороной. Я живу на ту сумму, на которую живут работающие местные, а это небольшие деньги. Мне кажется глупо приезжать сюда и требовать работу на московскую зарплату. Многие люди, которые приехали сейчас, у них еще есть этот флер: «Не пойду я работать за 30 тысяч сомов». Хочется сказать им: «Поживи здесь еще чуть-чуть, потом поймешь».
Здесь высокое качество жизни за относительно небольшие деньги.
В одном из кафе города Оша палочка лучшего в моей жизни бараньего шашлыка стоила 90-100 сомов. Помню: мне его принесли, я ем и не верю, что вообще такое возможно. Какая же должна быть у этого себестоимость, чтобы они в кафе могли позволить себе продавать по такой цене?
Из таких штук, связанных с едой: здесь безумно дешевые овощи, особенно сейчас. В это сложно поверить, но я закупаюсь овощами трачу на это 100-150 сомов, и мне хватает этого на три-четыре дня. Особенно хочется отметить местные базары: прекрасная опция и новая привычка для горожан из РФ. Помимо весьма колоритного опыта, это замечательный способ экономии.
Есть ощущение, что в общепите в Бишкеке ценник сильно завышен, если говорить про кофейни и рестораны. Да, по форме это все выглядит привлекательно, но они не дают сервиса. При этом берут комиссию в 10-15% за обслуживание, которые даже не всегда могут идти официантам. Качество еды, которое ты по итогу получаешь, того не стоит.
Бизнес не очень хочет воспитывать и вкладываться в персонал. Персонал, соответственно, не хочет следовать тем инструкциям, что им дают.
Если владельцы местного бизнеса воспользуются экспертизой приехавших сюда людей из России, проконсультируются с ними или поработают проектно, уровень сервиса может значительно вырасти за короткий срок. Главное, хотеть развиваться, а не считать себя и свой бизнес уже самым недосягаемо хорошим. Как человек, управлявший одним из лучших креативных кластеров Москвы, ответственно заявляю: здесь еще есть куда расти. Но я лично готов помогать этому росту и уверен, готовы многие приехавшие.
Важно понимать, что, приезжая сюда, здесь не нужно искать рабочие места себе. Их немного, и они не ваши. Не приезжих. Здесь нужно создавать рабочие места. Свободных ниш много, и намного меньше урегулированы сферы ведения бизнеса, в этом смысле порог входа на рынок он реально не высокий.
Хочешь открыть кофейню — открывай. Хочешь сделать сервис по аренде самокатов, автомобилей — иди делай. Учитывая, что зарплаты сотрудников невысокие, это реально несложно сделать даже на свой стартовый капитал без инвестора. И это хорошая новость.
Налоговый режим по отношению к креативным индустриям — прекрасен, потому что включает туда нерезидентов. В этом смысле можно работать абсолютно легально.
В Кыргызстане легко познакомиться с человеком любого уровня, потому что хорошо развиты горизонтальные связи. Но вроде даже договариваешься с людьми о намерениях, и вы совместно понимаете, что нужно делать. Но потом дело встревает, и договоренности ни к чему не приводят. Это касается и меня, и моих знакомых. Людям как-будто важнее поддержать социально одобряемое поведение, чем пойти и делать. На такую же особенность жалуются в Грузии. Там умеют дружить, помогать друг другу, но вот работать, соблюдать договоренности и делать это быстро у них не получается.
Если Кыргызстан хочет строить креативную экономику, да и в целом экономику, ему нужно повысить культуру труда.
Бизнес — это пинг-понг, обоюдное действие, и, когда партнер не совершает подачу или не отбивает, все рушится.
Во-первых, от своих прежних финансовых привычек придется отказаться. Стоит держать в голове, что количество денег не коррелирует с качеством жизни.
Во-вторых, не ждать здесь рабочих мест, от слова совсем. Большинство индустрий в России развито лучше, чем в Кыргызстане, и опыт такого человека может быть полезен. Также это будет позитивно принято средой, и это важно. Создавайте рабочие места и приносите пользу этому месту.
В-третьих, вера в идею креативной экономики. Среда, в которую попадает человек, с первого взгляда может показаться ему слишком депрессивной, барьерной. Но лучше помочь этим людям увидеть перспективы. Ровно так работает любая идея и креативная экономика в частности. Только если достаточно большое количество людей поверит в идею креативной экономики и быстрого роста здесь, это станет возможным. Мы есть то, во что мы верим. Так вот приезжие могут помочь эту веру укрепить и своим примером доказывать, что это и правда возможно. Все предпосылки есть, осталось убрать самоограничения в голове. Местным нужно не помогать критиковать минусы Кыргызстана, а показывать, как это можно улучшить.
Такое взаимодействие приведет к синергии приезжих и местных, к взаимовыгодному и приятному сотрудничеству ради общей цели — роста креативной экономики
Однозначно да. Мне здесь нравится, но у меня есть план научиться воспринимать Центральную Азию как цельный регион. У меня есть проект в Казахстане, есть мои индивидуальные проекты в Кыргызстане, хотелось бы еще узнать Узбекистан.
Точку опоры планирую обрести именно здесь. Опора заключается в окружении, которое мне близко, с которым я делаю что-то вместе, и в проектах, которые приносят мне какую-то прибыль и пользу людям. Я не говорю про заоблачные деньги, а про адекватные для этого региона суммы.
Планы максимально ассимилироваться здесь. Выучить язык. Мне правда кажется это очень важным, если я хочу, чтобы меня этот регион и люди уважали, я должен с уважением к этой культуре и к этому языку относиться.
А еще планирую не дышать смогом зимой в Бишкеке. Пока не понимаю, как решить эту задачу.