Опубликовано
19.06.2020, 13:12В Кыргызстане постепенно восстанавливается экономическая деятельность. Возобновляют работу заводы, крупные производства, которые почти на два месяца были вынуждены приостановить деятельность. Эксперты до сих пор оценивают негативные последствия для страны. Между тем не все видят в пандемии только сплошные минусы, отдельные представители бизнеса смотрят на кризис как на возможность.
О том, какая сегодня складывается ситуация в бизнес-среде и экономике Кыргызстана в целом и какие возможности для предпринимателей обнажила пандемия COVID-19, в интервью «Акчабару» рассказал генеральный директор DSKA Еngineering Со Нурдин Джумалиев.
— Экономическая ситуация в целом, конечно, не в самом лучшем состоянии. Со времен независимости наша страна пытается найти свой путь развития в разных отраслях: начиная от сельского хозяйства и заканчивая возрождением промышленности, производства.
Драйвером экономики, на мой взгляд, сегодня является производство полезных ископаемых. В этой отрасли работают крупные предприятия — это небезызвестный «Кумтор», сейчас готовится к запуску «Джеруй» — второе по добыче месторождение. И несколько десятков менее крупных предприятий в регионах, которые специализируются на производстве меди и других полезных металлов.
Только по двум видам налогов горнорудная отрасль в общей сложности в январе — апреле текущего года пополнила бюджет на 2.6 млрд сомов, из которых:
• налог на валовый доход «Кумтора» — 2 млрд 29.3 млн сомов;
• налог на доходы золотодобывающих компаний — 628.5 млн сомов.
Помимо этого, правительство пытается развить сельское хозяйство, куда последние годы направляются огромные ресурсы в виде льготного финансирования. В частности, сегодня реализуется уже восемь проектов финансирования сельского хозяйства. В рамках данной госпрограммы ежегодно выделяется более 1 млрд сомов для фермеров.
Не остались без внимания и другие отрасли экономики. В целом идеи и шаги реализации со стороны руководства страны правильные. Однако для большей эффективности необходимо также посмотреть и в сторону защиты интересов отечественных производителей. К сожалению, в этом мы пока не очень сильны.
— Рост национального производства должен превышать импорт. Важно наполнить внутренний рынок товарами отечественного производителя. Решение такой амбициозной задачи требует участия государства в части распределения ресурсов в стратегические для страны отрасли.
Экономическая целесообразность — вот, о чем в первую очередь задумывается любой производитель. Это основная причина, по которой бизнесмены не спешат налаживать собственное производство в Кыргызстане, а делают ставку на «купи-продай». И, надо отметить, они правы в своем опасении. Ведь после того, как 12 августа 2015 года мы стали членами ЕАЭС, в республику рекой потек дешевый импорт. Нужно признать, что для партнеров по союзу мы — рынок сбыта, а хотелось бы наоборот.
Для примера, по данным Евразийской экономической комиссии, в I квартале текущего года импорт из стран союза превысил наш экспорт в 3.4 раза, то есть мы продали в пять стран товаров на $138.5 млн, а закупили — на $475.9 млн.
При этом у нас есть все предпосылки для того, чтобы не только обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией высокого качества, но и выйти с ней на экспорт. Это вполне реально. Есть ряд азиатских стран, где экспорт выше, чем импорт. Например, Япония, которая входит в топ-7 развитых экономик мира, Южная Корея, Сингапур, Тайвань.
Для этого производитель должен видеть смысл в создании внутреннего производства, чувствовать защиту и поддержку со стороны государства.
Согласно договору о ЕАЭС, Кыргызстан не может закрывать рынок путем установки высоких пошлин на ввоз товаров из ЕАЭС, но никто не мешает нам поддержать предпринимателей, как это делает Казахстан, Россия и другие.
● субсидировать отдельные категории производителей;
● обеспечить стратегические направления предпринимательства дешевыми кредитами. Тут важно сказать, что бизнесу нужны длинные финансы не менее, чем на пять лет;
● освободить отдельные сектора от налогового бремени;
● и наконец сократить количество постоянных проверок предпринимателей.
— Многие воспринимают кризис как опасность, не знают куда и как двигаться дальше. Я же вижу в этом возможности. И да, я считаю, что сейчас самое время говорить об импортозамещении. Ситуация с COVID-19 показала, что многие ниши производства у нас в стране не заняты. Раньше, когда границы были открыты, мы не замечали этого, так как их заполняла импортная продукция.
Наше предприниматели не видели смысл производить то, что дешевле привезти. Но сегодня ситуация изменилась, и дело не только в закрытых границах. Пандемия коронавируса совпала с началом мирового экономического кризиса, мы это видим на примере того, что происходит сегодня в Америке, Европейском Союзе, России и т. д.
В этой связи национальные валюты ЕАЭС сильно просели к доллару. Хотя в апреле им и удалось частично отыграли потерянные во второй половине марта позиции: российский рубль за месяц укрепился к доллару США на 6.4%, казахстанский тенге — на 5.2%, сом — на 4%. В любом случае доллар вырос и товары из-за рубежа стали дороже, что дает возможность местным производителям выйти со своей продукцией на рынок.
— Во время ЧП были ограничены передвижения транспорта, стройматериалов, рабочей силы и, соответственно, никаких работ не проводилось. Мне кажется не будет ни одной отрасли, которую не заденет постпандемический кризис.
Но так как наша компания специализируется на строительстве больших производственных, коммерческих и торговых зданий и помещений, мы достаточно быстро вернулись к работе. В основном занимаемся проектами, которые были начаты еще до пандемии.
Несмотря на спад в экономке, производственное строительство по-прежнему востребовано. В первую очередь сейчас возводятся больше сооружения сельскохозяйственного назначения, по производству товаров первой необходимости. В целом в Кыргызстане ежегодно строится ряд заводов, производств. Пока в своей работе мы не почувствовали ослабления активности.
Если судить по нашей компании, то у нас количество заказов ежегодно растет. Это связано с тем, что мы внедрили новые технологии в металлокаркасное строительство. Все детали мы изготавливаем на собственном производстве, а затем уже везем на фабрику и собираем конструкцию прямо на месте. Это экономит время и расходы на строительство. В среднем сегодня те проекты, которые возводили в течение года, а то и более, мы строим за 6-8 месяцев.
— Я так не думаю. По моему мнению, строительство — это скорее индикатор развития экономики. Если бизнесу необходимо увеличение производственных площадей, то и будет спрос на услуги строительства. Или, например, когда у населения растут доходы, то появляется спрос на жилищное строительство. Но по строительной отрасли можно ориентироваться, что происходит в экономике.
— Привлекая зарубежные строительные технологии в нашу страну, мы делаем строительство доступным для владельцев бизнеса. Теперь у наших заказчиков есть возможность возводить объекты высокого качества с современными решениями при той же традиционной стоимости строительства. Шаг за шагом мы улучшаем качество строительства важных для страны зданий: заводов, цехов, фабрик, логистических центров, объектов сельскохозяйственного назначения и других.
С нашими технологиями мы позволяем бизнесу расширяться, улучшать свои показатели, строиться быстрее в два раза и выгоднее минимум в 20%. Вместе с нашими предпринимателями мы внедряем в производственный сектор нашей страны опыт зарубежных коллег, тем самым внося свой вклад в развитие экономики страны.