Опубликовано
03.11.2021, 04:56В Кыргызстане вновь заговорили о создании Государственного банка развития. Идея не нова, закон был принят в республике еще 2012 году. Однако дальше законотворчества дело не пошло, причинами стало банальное отсутствие денег в бюджете. На создание Государственного банка развития требуется минимум 2 млрд сомов, которые должны лечь в его основу в виде уставного капитала.
Идею решили реанимировать спустя девять лет, внеся некоторые корректировки. По словам председателя кабинета министров Акылбека Жапарова, Государственный банк развития предлагают создать не с нуля, а на базе инфраструктуры двух действующих коммерческих банков — «РСК Банка» и «Керемет Банка». Интересно, что авторы инициативы, видимо, давно не открывали Закон «О государственном банке развития». Так, в первом же пункте статьи данного закона сказано: «Единственным акционером банка является правительство Кыргызской Республики в лице Фонда по управлению государственным имуществом».
При этом «Керемет Банк» в отличие от «РСК Банка» принадлежит не правительству, а Национальному банку Кыргызской Республики. Контрольный пакет акций ОАО «Росинбанк» перешел банковскому регулятору в октябре 2018 года, позже в августе 2019-го решением общего собрания акционеров фирменное наименование было изменено на ОАО «Керемет Банк». В настоящее время доля владения НБ КР составляет 97.45%, остальной пакет акций распределен между миноритарными владельцами.
Таким образом, для создания на базе «Керемет Банка» банка развития для начала необходимо выкупить контрольный пакет у Национального банка Кыргызской Республики. Учитывая, что капитализация банка на сегодня оценивается в 8.6 миллиардов сомов, потратить из госбюджета, который и так трещит по швам, придется гораздо больше 2 млрд сомов.
Кроме того, необходимо учитывать и специфику, по которой работает «Керемет Банк». Еще в ходе ребрендинга финансово-кредитного учреждения действующий на тот момент глава НБ КР Толкунбек Абдыгулов заявлял, что одной из главных миссий банка станет доступное жилищное кредитование и финансирования инфраструктурных проектов. Согласно финансовой отчетности банка, его кредитный портфель на конец сентября текущего года составляет 8.2 млрд сомов включая социальную ипотеку, оцениваемую в 2.3 млрд сомов. Деньги выданы клиентам сроком до 15 лет, в случае трансформации в банк развития государству также придется выкупать и их. Кроме этого, банк имеет обязательства перед клиентами в сумме 4.5 млрд сомов также на различные сроки до трех лет.
За исключением вопросов по акционерам банка, аналогичная ситуация с уже выданными кредитами в размере 16.5 млрд сомов до 15 лет и взятыми на себя обязательствами по депозитной базе в сумме 20.5 млрд сомов до 15 лет возникнут и с «РСК Банком».
Согласно статье 14 об ограничении деятельности банка Закона «О Государственном банке развития», запрещается: выдавать кредиты физическим и юридическим лицам, кроме банков-участников, организаций-лизингодателей и юридических лиц, реализующих отобранные для финансирования банком проекты; и привлекать депозиты, открывать счета физическим лицам.
Наши оценочные расчеты по созданию Государственного банка развития путем трансформации «Керемет Банка» и «РСК Банка» выглядят следующим образом:
Таким образом, предварительная стоимость нового Государственного банка развития для госбюджета составит: 33.6 млрд сомов.
При этом сумма долга, равная депозитам банков в размере 25 млрд сомов, будет возвращаться в государственный бюджет в течение 15 лет в зависимости от сроков кредитов в кредитном портфеле.
И тут возникает резонный вопрос: «для чего нужны все эти сложности?», мы намеренно не писали о юридических проволочках всего этого. Не проще ли создать Государственный банк развития, как это и предусмотрено в одноименном законе, с нуля? Конечно, на его запуск потребуются значительные средства, но все же меньшие, чем трансформировать два совершенно разных, с разными акционерами, причем коммерчески успешных банка с миллионной клиентской базой.
Так, если мы посмотрим на открытые данные, то увидим, что «Керемет Банк» и «РСК Банк» с начала текущего года вместе пополнили бюджет в виде налогов и платежей на 1.2 млрд сомов.
Но даже если опустить все вышесказанное, остается еще один важный момент. У коммерческих банков и банков развития, кроме приставки в виде слова банк, нет ничего общего. Цель первых — получение максимальной прибыли от оказания кредитно-финансовых операций, задача Государственного банка развития — мультипликативное воздействие на смежные сектора экономики, стимулирование структурных сдвигов экономики, реабилитация и развитие производственной инфраструктуры и другие. Банк развития не нацелен на получение прибыли, величина ставки вознаграждения по предоставляемым кредитам исчисляется с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов банка.