Банковское сопровождение снизит риск злоупотреблений по госконтрактам

09.02.2023, 13:08 Мария Индина
Банковское сопровождение снизит риск злоупотреблений по госконтрактам

Исполнительный вице-президент — начальник департамента банковского сопровождения контрактов «Газпромбанка» Олег Мельников рассказал в интервью финансовому порталу «Акчабар» о технологии банковского сопровождения контрактов, которая только недавно начала применяться в Кыргызстане, и ожидаемом эффекте.

— Олег Васильевич, Министерство финансов Кыргызстана и «Газпромбанк» договорились о внедрении банковского сопровождения государственных контрактов. Какие обязательства в рамках достигнутых договоренностей взял на себя «Газпромбанк»?

— В ноябре 2021 года в рамках визита премьер-министра Кыргызстана в Москву состоялась встреча в «Газпромбанке» с участием министра финансов Алмаза Бакетаева. На ней мы подписали соглашение о сотрудничестве по банковскому сопровождению контрактов. Наша роль заключалась в подготовке предложений по изменению законодательства Кыргызской Республики, чтобы государство могло усилить контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию проектов. Эти предложения были подготовлены. Они нашли свое отражение в новой редакции закона о государственных закупках в КР и ряде нормативных актов, которые были выпущены для развития нормативной базы.

То есть наша роль — это трансферт технологии банковского сопровождения из Российской Федерации в Кыргызскую Республику, и эту задачу мы сейчас решаем. 

— Как проходит передача технологии банковского сопровождения?

— В соответствии с законом о государственных закупках и подзаконными актами, установленными кабинетом министров, приняты критерии государственных контрактов, которые подпадают под банковское сопровождение. Определены уполномоченные банки, они будут осуществлять контроль за целевым использованием средств — это «Айыл Банк», «Керемет Банк» и «РСК Банк». Все они с государственным участием. 

Дело в том, что «Газпромбанк» не может вести банковское сопровождение в КР напрямую, так как у нас здесь нет банковской лицензии, мы не можем проводить расчеты. Но расчеты проводят государственные банки, с которыми мы сотрудничаем. Мы адаптировали и передали наши сервисы, которые позволят государству в режиме онлайн следить за целевым использованием средств по госконтрактам. 

Соответственно, суть трансферта технологии заключается в передаче наработок по контролю целевого использования средств в госбанки. Наша задача — консультирование, методология, обучение и поддержка IT-платформы.

— Технология банковского сопровождения, которая сейчас передана в три госбанка, — это авторская разработка «Газпромбанка»

— Да, это наша разработка. Но сама технология есть не только в «Газпромбанке». Для РФ это не новая технология, этот механизм уже на практике доказал свою эффективность. Технология применяется более 10 лет. 

— Расскажите простым языком, как работает услуга банковского сопровождения и какие инструменты включает?

— Открывается отдельный счет генеральному подрядчику для использования средств исключительно для расчетов по государственному контракту. Открываются отдельные счета субподрядчикам и поставщикам и т. д., что позволяет отследить финансирование до конечного исполнителя работ или производителя оборудования и материалов. Таким образом, в банке формируется цепочка из отдельных счетов, открываемых по каждому государственному контракту. При этом инвестиционный поток отделяется от текущей деятельности юридических лиц, участвующих в реализации государственных контрактов. Становится невозможной работа «в котел».

Каждое платежное поручение в оцифрованном виде доступно государственному заказчику или другому заказчику услуги в онлайн-отчете о результатах контроля. В итоге государственный заказчик либо закупающая организация видят, куда идет каждый сом, выделенный на реализацию этого контракта, по каким ценам, у кого и что закупается. Вся картина перед глазами. Заказчик услуги также может влиять на расчеты. 

Отдельный счет имеет специальный режим, по нему невозможно проведение операций, не связанных с госконтрактом. Кроме того, у нас есть целый ряд сопутствующих сервисов как внутренних, так и внешних, которые позволяют реализовать все возможности инструмента и с максимальным удобством предоставлять эту услугу клиентам. 

— Каковы особенности процесса взаимодействия «Газпромбанка» с банками-партнерами на территории КР при оказании этой услуги?

— Мы подписали с каждым из банков соглашение — своего рода дорожную карту. Уже провели IT-интеграцию, в настоящее время идет пилотирование. Первые контракты уже переданы на сопровождение в банки, проведены первые расчеты. В январе было проведено совещание в Минфине, где мы со всей ответственностью сообщили, что система работает. Мы не видим больших технологических проблем, а те шероховатости, которые есть, легко устранимы. Поэтому можно масштабировать технологию на всю систему государственных закупок. Это предусмотрено нормативно-правовыми актами. 

— На каких условиях Министерство финансов и «Газпромбанк» договорились о трансферте технологии банковского сопровождения? 

— Для государства это бесплатно. Банковское сопровождение в 99% случаев бесплатно и для клиентов, потому что банк получает в рамках проекта клиента и денежный поток. Задача банка — сделать так, чтобы этот клиент не ушел после завершения государственного контракта, а остался в банке, предложить ему максимальный набор своих услуг. 

И это как раз позволяет не брать плату за само банковское сопровождение. Так это будет работать и в Кыргызстане. 

— В каких еще странах вы реализуете трансграничное банковское сопровождение?

— Мы пробовали во многих странах. Первый проект у нас был в Сербии, где мы сопровождали строительство газопровода. Мы думали, что банковское сопровождение — чисто российская история, но нет. К нам пришел клиент и попросил осуществить банковское сопровождение контракта, который он реализовывал на территории Сербии. И мы придумали схему, при которой нашли банк-партнер, который может производить расчеты. Договорились с ним, интегрировали информационные системы, чтобы получать информацию о поступивших платежных документах, передавать информацию в банк-партнер о том, можно их проводить или нет. Аналогичным образом будем действовать и с партнерами в Кыргызстане. 

Кроме того, наша технология по банковскому сопровождению применяется в Беларуси, Турции. У нас были проекты в Болгарии, Узбекистане. В планах запустить проекты в Казахстане, Монголии и Азербайджане.

— То есть в Кыргызстане услуга банковского сопровождения появится раньше, чем в Казахстане?

— Да. Это очень интересная история. Мы не ожидали такой скорости ни от государства, ни от уполномоченных банков, ни от Министерства финансов. В ноябре 2021 года у нас был в банке премьер-министр КР, и вот сегодня, через год с небольшим, уже есть нормативно-правовая база, проведена технологическая интеграция, подготовлена вся договорная конструкция и проводятся первые расчеты. Это суперскорость, мы нигде такого не видели. Мы благодарны коллегам за то, что видим их заинтересованность, конструктивный подход. Мы приятно удивлены тем, как у нас здесь получается сотрудничать. 

Важно еще отметить, что Кыргызстан — это первая страна после России, где банковское сопровождение государственных контрактов закреплено на законодательном уровне. 

На Кыргызстан смотрят. В конце года мы были в Беларуси, где проводили совещание с коллегами. И они тоже склоняются к тому, чтобы ввести технологию законодательно, ориентируясь уже не только на опыт РФ, но и КР.

— Какой эффект ожидается от внедрения банковского сопровождения контракта в сфере государственных закупок?

— С банковским сопровождением все расчеты прозрачны, все видно заказчику, конечно, количество злоупотреблений стремится к нулю. На примере РФ мы видим сохранение сотни миллиардов рублей от нецелевого использования. Наблюдаем и другие позитивные эффекты, в том числе для всего банковского сектора. 

Государство получает не только полный контроль за целевым использованием средств, но и оптимизацию авансовой политики. 

— Сейчас идет речь о сопровождении контрактов, заключаемых государством. Планируется после апробирования технологии предложить аналогичные услуги частному бизнесу?

— Мы на это рассчитываем. Конечно, бизнесу эта технология будет полезна. В России мы сделали продукт для государства, но потом стало понятно, что он востребован и среди коммерческих структур. Это дало мощный импульс развитию технологии, поставило перед нами задачи по автоматизации, по цифровизации, по переходу в онлайн.

Частные компании в Кыргызстане уже сейчас могут воспользоваться услугой банковского сопровождения, обратившись в три отобранных для пилота банка. Мы также открыты и для сотрудничества по данному направлению и с другими коммерческими банками республики. По отработанной схеме мы уже можем сказать, что от соглашения до первых расчетов проходит около восьми месяцев. 

Для того чтобы стать нашими партнерами, банкам КР необходимо желание и технологическая возможность. 

— Какие еще продукты «Газпромбанк» может предложить клиентам в Кыргызстане? 

— Мы открыты к сотрудничеству и готовы предложить в Кыргызстане весь спектр наших продуктов. Это и продукты с кредитным риском, и финансовые технологии. Если они будут востребованы, то никаких ограничений нет. Пока мы предлагаем банковское сопровождение, так как оно заинтересовало государство.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть