Рыспаев: Большая часть оборудования в энергетической отрасли устарела

09.12.2019, 15:33 Акчабар
Рыспаев: Большая часть оборудования в энергетической отрасли устарела

Энергетическая отрасль занимает важную роль в экономике КР. Каждый год в стране поднимается вопрос о реформах в этой сфере. Свое мнение о состоянии энергетической отрасли, импорте угля и урановых месторождениях в беседе с Reporter.kg высказал депутат парламента, председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию  Кожобек Рыспаев.

—​ Какую оценку можете дать топливно-энергетической отрасли? Что необходимо развивать в этой сфере? 

— Я не могу сказать, что там очень плохо или хорошо, но все же состояние в отрасли не очень положительное. У нас много проблем в энергосекторе. Во-первых, устаревшее оборудование. К примеру, в ОАО «Чакан ГЭС» стоит оборудование, которое установили еще в 50-х годах прошлого века, 90% там изношено. У «Электрических станций», распредкомпаний, НЭСК 60-70% оборудования устарело. В это же время выделяемые деньги на энергосектор уходят на выплату долгов. Сейчас сумма достигла 102.5 млрд сомов, в ближайшие пять лет надо будет ежегодно выплачивать по 10 млрд сомов. Как мы будем оплачивать? Надо думать об этом. У нас нет новой генерации, не хватает мощностей. Вы сами видите, как мы проходим отопительный период на пике. Скоро мы должны будем реализовать CASA-1000, но откуда мы найдем электроэнергию? У нас когда-то было Министерство энергетики, а сейчас Энергохолдинг. Мы, депутаты, предложили вновь создать министерство, где будет весь актив энергосектора. А избранный из резерва совет директоров будет отвечать по кадровым вопросам. ФУГИ здесь будет отвечать за финансовое состояние.

—​ Что нужно модернизировать в законодательстве для развития топливно-энергетического комплекса и недропользования?

— Так как мы стали членами ЕАЭС, должны были подогнать под стандарты союза законодательство в сфере энергетики. Депутаты это разработали, а не правительство и прошло три чтения. Но со стороны президента были замечания, и пока законопроект висит в воздухе. В наш профкомитет внес свои предложения депутат Акылбек Жапаров, чтобы составили рабочую группу и вынести на обсуждение пакет законопроектов о землепользовании, воды. У нас не строят электростанции с возобновляемыми источниками энергии. Такие уже строятся в Казахстане и Узбекистане. Президент поддержал нас и надо подготовить подзаконные акты. У нас много гидроресурсов, но в тоже время мы используем уголь, мазут и газ. Не обращаем внимания на наличие такого количества воды. Вот Таджикистан строит Рогунскую ГЭС, а мы хотели построить Верхненарынский каскад с «РусГидро», но не реализовали проект.

 Говоря о топливном комплексе, эксперты уверены, что Кыргызстан может обеспечить все ТЭЦ своим углем. Почему этого не происходит и мы продолжаем покупать его в Казахстане? Может ли парламент решить эту проблему?

— Я с ними не согласен. Еще 2010-м покупали всего 50 тысяч тонн местного угля. Мы звонили во все колокола, и сейчас покупают до 500-600 тысяч тонн. К тому же ТЭЦ построена с учетом железной дороги. Там есть специальные рукава, чтобы при разгрузке с вагонов не поднималась пыль. Там есть котлы, построенные TBEA, которые подходят для местного угля. Это позволяет покупать минимум 450 тысяч тонн местного угля. Да, с Казахстана покупают 900 тысяч – 1 млн тонн топлива. Кара-Кече не в состоянии дать такое количество. Мы постоянно поднимаем эти вопросы: почему не берут в кредит технику, не обращают внимание на отрасль, несмотря на наличие ГП «Кыргызкомур»? Частные разрезы дают это количество угля.

 На фоне импорта топлива, как вы оцениваете работу госпредприятий?

— Сколько я работал в профкомитете, всегда говорят о коррупции в системе, но я не могу никого винить, никого за руку не ловил. Ведь в проводят тендеры, там принимают участие и ГП «Кыргызкомур», но их выигрывают обычно «Шабыркуль».

 Как вы относитесь к мнению о повышении тарифов на электроэнергию? Ведь долги в этой отрасли превысили 100 млрд сомов и она считается убыточной.

— Тарифную политику рассматривает ГАРТЭК. Еще во времена V созыва парламента, правительство попросило убрать пункт, где говорилось, что организация согласует свою работу с Жогорку Кенешем. Все на их ответственности, но тарифная политика за несколько лет не разработана. Да, наши цены ниже чем в соседних странах, но они связаны с социальным уровнем жизни. Мы постоянно пишем им письма с вопросами: почему до сих пор не разработана стратегия?

 Как вы оцениваете состояние горнорудной отрасли? Какие успехи и недостатки можете отметить?

В горнорудной отрасли, как и в энергосекторе, много проблем. Как вы видите это работа законов. Мы сейчас работаем над устранением недостатков, которые выявляются во время работ. Главный вопрос тут: пользуемся ли мы полностью своими богатствами? Кумтор стал политизированным, и поэтому этот вопрос я не стану затрагивать. Вот запасы Джеруя были рассчитаны еще в советское время. Но мы выставили его на продажу. Там получат прибыль $4 млрд, если бы сами разрабатывали, могли заработать $1.5-2 млрд, но мы отдали уникальное место всего за $100 млн. Там была инфраструктура, могли сами взять кредит и построить ЗИФ и работать сами. У нас много таких мест.

Например, в Оше есть хорошее угольное месторождение. Его выставили за 30 млн, никто не придет сейчас туда за такую цену. Почему инвесторы не хотят к нам приезжать? Местная власть не понимает ничего, коррумпирована. Если проблем нет они должны выделить землю для инвестора, решать противоречия между населением и предпринимателями. В Земельном кодексе прописано, что власти должны работать с населением, а у нас возникают противостояния. Мы не строим условия для инвесторов. Он же хочет вложиться и получить прибыль. Но у нас проходят различные провокации, дело доходит до поджогов. В общественности нет понимания.

 Парламент намерен запретить разработку урановых месторождений. Как вы считаете, правильное ли это решение?

— Уран — одно из вредных веществ. У них есть нормы в мкрн/ч. А если говорить про Кызыл-Омпол, то Иссык-Куль у нас один. И если мы хотим развивать туризм, сохранить биосферу, то должны охранять его как зеницу ока. Сейчас же есть современная технология добычи урана и можно добывать его вдали от населенных пунктов. Поэтому не надо кричать, что Кара-Балтинский комбинат перестал работать, а разрабатывать месторождения вдали от населения и соблюдать все стандарты, не нанося вреда окружающей среде.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть