akchabar logo with typographysearch
    Main photo

    Опубликовано

    16.04.2020, 12:08

    Какие последствия будет иметь закрытие обменных пунктов

    В Кыргызстане группа депутатов выступила с инициативой запретить деятельность обменных бюро в стране. Свое предложение они объясняют тем, что в свете последних событий, происходящих на валютном рынке страны, регулятором был выявлен ряд нарушений со стороны обменных бюро.

    [news 22722]

    В частности, сообщается, что обменки не идентифицируют своих клиентов и занижают реальные объемы проводимых валютных операций.

    В период с 2019 года по март 2020-го Национальный банк отозвал лицензии 15 обменных бюро, приостановил действие лицензий 129 пунктов, а также направил 16 предупреждений и 220 предписаний.

    «В марте текущего года обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, вызванной пандемией коронавируса и общим мировым кризисом, выставили на вторичном рынке необоснованные обменные курсы на доллары и вызвали в последующем искусственный ажиотаж и, соответственно, повышение спроса на иностранную валюту», — говорится в справке-обосновании.

    [news 23254]

    Авторы документа добавляют, что ажиотаж на рынке наличной иностранной валюты, создаваемый и подогреваемый обменными бюро, формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания.

    Ввиду вышесказанного депутаты предлагают исключить частные обменные бюро из списка лицензируемых и регулируемых субъектов НБ КР. И разрешить осуществлять обменные операции только банкам, кредитным союзам, микрофинансовым и микрокредитным компаниям при наличии у них соответствующих лицензий.

    Напомним, что инициатива не новая. В 2014 году с предложением закрыть обменные бюро выступал Национальный банк Кыргызстана. Однако тогда оно не нашло поддержки в обществе. Не поддержали тогда, и сейчас нельзя позволить закрыть обменки, считает председатель Ассоциации обменных бюро «Альянс» Чынгыз Бийлибаев.

    По его словам, уход с рынка валютных операций обменников приведет к монополизации рынка услуг коммерческими банками.

    [news 23259]

    «Ассоциация обменных бюро категорически против данного законопроекта. Обменные бюро играют важную роль в оказании посреднических услуг по обмену валюты населению. Напомним, что с 25 марта большинство бюро были закрыты и не осуществляют деятельность. Единственными игроками на рынке остались коммерческие банки. Монополизация услуг обменных операций уже оказала негативное влияние на рынок», — считает Чынгыз Бийлибаев.

    Действительно, с закрытием обменных бюро издание «Акчабар» стало получать сообщения о том, что в стране введен негласный лимит по продаже/покупке валюты.

    В частности, читатели сообщали о том, что в момент роста курса доллара не могут купить американскую валюту, а при установившейся высокой стоимости валюты продать. Данную проблему на одном из брифингов с главой НБ КР Толкунбеком Абдыгуловым озвучивали и журналисты. На что председатель НБ КР ответил, что никаких ограничений регулятор не вводил и что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Однако шквал сообщений говорит о том, что такая проблема все-таки есть.

    [news 23260]

    Кроме того, у общественности вызывают нарекания высокие спреды (разность между лучшими ценами заявок на продажу и на покупку). Анализ валютного рынка показал, что в комбанках разница покупки/продажи доллара США составляет 70 тыйынов, евро — 5.85 сома. Другими словам говоря, на покупке/продаже €10 тысяч банк сегодня может заработать 58.5 тысячи сомов.

    Добавим, что, по данным нашего портала, на 24 марта (последний день работы обменных бюро перед карантином) спред покупки/продажи евро держался в пределах 3 сомов. То есть присутствие бюро на рынке обменных операций сдерживало разность.

    Кроме того, нужно понимать, что на сегодняшний день обменные бюро обеспечивают работой минимум 900 человек, у каждого из которых есть семья. В период, когда страна переживает глубокий кризис и ряды безработных пополняются каждый день, убивать работающую отрасль по меньшей мере неразумно.

    Также нужно учесть, что точки обмена валют вносят свой вклад в формирование доходной части бюджета. Патент для обменщиков стоит от 6 тысяч до 15 тысяч сомов в месяц. Таким образом, 450 официально зарегистрированных НБ КР бюро пополняют казну в среднем на 4.5 млн сомов в месяц. Помимо этого, они берут патент на наемных работников по 750 сомов с одного человека, то есть еще 337.5 тысячи сомов налогов. Все эти деньги сегодня ежемесячно поступают в бюджет.

    [news 23187]

    Скорее всего, если данный законопроект будет принят, то обменные бюро по примеру соседних стран, таких как Таджикистан и Узбекистан, попросту уйдут в тень. В условиях острого дефицита бюджета, который ждет республику по итогам текущего года, дополнительная потеря источников дохода для казны может усугубить и так тяжелое положение республики.