Опубликовано
18.05.2016, 10:13Падение мировых цен на нефть обрушило и без того слабую экономику Венесуэлы. В результате инфляция в стране побила мировой рекорд, а цены на товары первой необходимости растут ежедневно. В связи с этим в январе этого года президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о введении чрезвычайного экономического положения по всей стране сроком на 60 дней.
Сегодня Венесуэла оказалась на грани революции. Оппозиция требует референдума, а Николас Мадуро грозит национализацией закрывшихся из-за кризиса предприятий. Тысячи людей в разных городах Венесуэлы, включая столицу, вышли на демонстрации. Это стало ответом на решение президента продлить в стране чрезвычайное положение до конца года. Глава страны объяснил это необходимостью дать отпор «агрессии Запада», которая, по его мнению, виновата в недостатке продовольствия в стране.
Решение Николаса Мадуро продлить чрезвычайное положение фактически означает намерение отложить проведение референдума о его отставке. Оппозиционеры уже собрали более 1,8 млн подписей при необходимых 200 тыс. с требованием провести референдум.
Последние общественные опросы Venebarometro показывают, что лишь 38% населения страны готовы поддержать правящую партию, в то время как 41,9% граждан Венесуэлы готовы выступить на стороне оппозиционных сил.
Накануне парламент Венесуэлы, который контролируется оппозицией, не поддержал решение Николаса Мадуро о новом продлении режима ЧП еще на 60 дней. Депутаты посчитали, что такой шаг президента фактически делает недействительной конституцию страны и преступает через мнение законодательной власти. Такое заявление сделал глава парламента Энри Рамос.
Согласно Конституции Венесуэлы, президент вправе ввести чрезвычайное положение в экономике один раз сроком на 60 дней. Продление чрезвычайного положения еще на 60 дней допускается, но только один раз.
Оппозиционный парламент Венесуэлы уже не в первый раз отказывается утверждать указ Мадуро о ЧП в экономике, однако его вето преодолевается при помощи Верховного суда, который вводит документ в действие. Эксперты ожидают, что так произойдет и на этот раз.
Тем временем наибольшие экономические потери несут граждане страны. Мощный экономический кризис, в первую очередь, отразился на росте цен. По данным Центрального банка Венесуэлы, в стране самые высокие темпы инфляции в мире – 181% за прошлый год.
Аналитики связывают экономическую катастрофу в Венесуэле, во-первых, со слабостью экономики страны, и, во-вторых, с обвалом мировых цен на нефть – 96% доходов от экспорта которой приходятся именно на «черное золото».
В феврале этого года Николас Мадуро выступил с обращением и заявил, что за последние 6 лет валютные поступления сократились в 42 раза. Так, если в январе 2010 года страна получила от продажи «черного золота» $3,31 млрд, то в январе уже этого года - всего $77 млн. В такой ситуации властям страны ничего не осталось, кроме как пойти на крайние меры: девальвировать валюту и повысить цены, о чем и объявил Николас Мадуро.
[news 2736]
Объявленная властями девальвация произошла на 37%, но в стране с февраля начали действовать два обменных курса: фиксированный – 10 боливаров за доллар, и плавающий – 200 боливаров за доллар. Проблема в том, что в стране еще есть так называемый черный рынок и там доллар стоит порядка 1 тыс. боливаров.
Цена на бензин выросла впервые за 20 лет. 91-октановое топливо подорожало с 0,07 до 1 боливара, 95-октановое - с 0,097 до 6 боливаров.
Девальвация национальной валюты и огромный рост цен на импортные товары наиболее характерно демонстрирует увеличение стоимости контрацептивов. Как сообщает агентство Bloomberg, пачка презервативов в Венесуэле стоит $750, что на самом деле является существенной проблемой, учитывая тот факт, что в стране считается острым вопрос подростковой беременности и постоянно растет количество людей, заболевших СПИДом.
Помимо увеличения цен на бензин президент анонсировал подорожание продовольственных товаров. Bloomberg отмечает, что Венесуэла провозгласила курс на «социализм XXI века» в 2005 году, а в 2012 году в стране вступил в силу «закон о справедливых ценах», направленный на борьбу со спекуляцией. В соответствии с ним был создан особый государственный орган, контролирующий цены на товары первой необходимости, а также специальная инспекция, в задачи которой входит строгое наблюдение за соблюдением положений нового закона.
Согласно последним данным ЦБ Венесуэлы, в апреле текущего года дефицит на 20 видов продуктов, в том числе на молоко, сахар, растительное масло, кофе, мясные продукты, превышал 30%. В результате в апреле этого года в Венесуэле из-за дефицита еды отправили в отставку министра продовольствия.
Для того, чтобы приобрести хоть какие-нибудь продукты питания, жители вынуждены выстаивать многочасовые очереди. По данным местных СМИ и правозащитных организаций, только в первом квартале нынешнего года (с января по март) зарегистрировано 107 случаев разграбления торговых точек.
Последним наиболее известным случаем стал штурм супермаркета Maracay: тысячи людей ворвались в магазин, вынесли все имевшиеся продукты и разгромили торговые залы.
По оценкам МВФ, в этом году инфляция в Венесуэле составит 720%.
Система здравоохранения в упадке: в поликлиниках и больницах нет никаких лекарств. Речь идет о массовой смертности людей, критически зависящих от постоянного приема медикаментов, нуждающихся в срочной операции, новорожденных, пишет The Wall Street Journal.
По данным международной организации Transparency International, Венесуэла является самой коррумпированной страной в Латинской Америке и одной из самых коррумпированных в мире, находясь на 161‑м месте в рейтинге стран по уровню коррупции. Также несмотря на тот факт, что помощь бедным уже долгие годы является официальной доктриной Венесуэлы количество бедных в стране от этого не уменьшается, а, наоборот, только растет. Согласно данным Института национальной статистики на 2014 год, уровень бедности в Венесуэле по сравнению с 2012 годом увеличился с 25,4% до 32,1%.
В прошлом году ВВП Венесуэлы упал на 3,5%. Ожидается, что в нынешнем году он упадет еще примерно на 8%.
У Венесуэлы не осталось денег даже на то, чтобы расплатиться по счетам за печать местной валюты. В результате в государстве с гиперинфляцией могут исчезнуть купюры.
По данным Bloomberg, сейчас самая крупная купюра в стране – 100 боливаров. На них можно купить разве что сигарету в палатке; для более крупных трат приходится носить с собой мешки денег. Инфляция в 500% годовых их быстро обесценивает. При этом ни деноминации, ни ввода новых купюр с большим достоинством в Венесуэле пока не ожидается.
В Венесуэле, которая неспособна сама прокормить население, давно существует дефицит товаров, а также политкризис между исполнительной и законодательной ветвями власти – нынче парламент под контролем оппозиции. Ситуацию усугубляет засуха. Уровень воды в водохранилищах опустился до низкой отметки. В стране отключают свет. Для экономии электричества президент Николас Мадуро сократил рабочую неделю госслужащих до двух рабочих дней, а также обратился к женщинам Венесуэлы с просьбой не пользоваться фенами для сушки волос.
Лидер оппозиции Венесуэлы Миранда Энрике назвала страну «бомбой замедленного действия, готовой взорваться в любой момент». Тем временем эксперты обсуждают варианты, каким образом в стране произойдет смена власти: путем переворота или социального взрыва.