Akchabarsearch
Мелис Тургунбаев получил высокую оценку, которой НБ КР удостаивался лишь однажды
arrow right
arrow right

Опубликовано

05.12.2025, 15:02

Мелис Тургунбаев получил высокую оценку, которой НБ КР удостаивался лишь однажды

Председатель Национального банка Кыргызстана Мелис Тургунбаев получил оценку «B» в международном рейтинге Central Banker Report Cards 2025, подняв республику в группу стран с наиболее эффективной денежно-кредитной политикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Столь высокую оценку глава НБ КР получает во второй раз за весь период участия страны в рейтинге.

Впервые Кыргызстан появился в ежегодном обзоре руководителей центробанков мира, собранного международным журналом Global Finance в 2019 году. До этого, несмотря на то что он публиковался, республики в нем не было. 

В этом время Национальным банком руководил Толкунбек Абдыгулов. Причем он занимал эту должность дважды —  с 2014 года по август 2017-го и с ноября 2017 года по сентябрь 2021-го. 

Таким образом, первым главой НБ КР, который попал в рейтинг Central Banker Report Cards, стал Абдыгулов. Он получил оценку «С+», которая уже к следующему пересмотру опустилась до «С». Последняя оценка, которая ему была присвоена «С+» в 2021 году. 

На его смену пришел Кубанычбек Боконтаев, который находился в должности с сентября 2021 года по июнь 2024-го. За это время он получил две оценки «В» и «В-».

Однако стоит сказать, что фактически напротив оценки «В» стоят имя и фамилия его предшественника — Толкунбека Абдыгулова.

Исторически оценки руководителей Национального банка Кыргызстана находились в промежутке между C и B:

ГодГлава НацбанкаОценка
2019Толкунбек АбдыгуловC+
2020Толкунбек АбдыгуловC
2021Толкунбек Абдыгулов (до сент.) / Кубанычбек Боконтаев (с сент.)C+ (оценка относится к политике Абдыгулова)
2022Кубанычбек Боконтаев (однако в таблице на против оценки указан Абдыгулов) B
2023Кубанычбек БоконтаевB-
2024Мелис ТургунбаевTETS (Пока рано говорить)
2025Мелис ТургунбаевB

Мелис Тургунбаев вступил в должность в середине 2024 года. Этого времени было недостаточно, чтобы оценить его работу. Однако итоги 2024—2025 годов позволили аналитикам выставить ему устойчивую положительную оценку.

Его политика рассматривается как курс стабилизации с акцентом на цифровизацию банковского сектора, расширение безналичных инструментов и обеспечение ценовой стабильности в условиях ускоренного роста потребительской активности.

Одним из первых его решений стало сохранение ключевой ставки на уровне 9% по итогам июльского заседания. Оно было принято в условиях снижения инфляционного давления и восстановления экономики. Реальный ВВП в первом квартале вырос на 8.8%, а инфляция осталась на уровне 5.2%, что соответствует целевому показателю НБ КР в 5—7%.

«B» — второй раз за все время

Нынешний высокий балл Кыргызстана в международном рейтинге — это уже прямой результат политики, проводимой Мелисом Тургунбаевым.

Инфляция в июле достигла 21-месячного максимума — 8.8%, главным образом из-за подорожания продуктов питания и транспортных услуг. Превышение целевого диапазона Национального банка в 5–7% потребовало сохранения жесткого монетарного курса. Под руководством Тургунбаева НБ КР последовательно придерживается ужесточенной политики: 25 ноября базовая ставка была повышена на 100 базисных пунктов — до 11%.

На фоне ценового давления банковский сектор демонстрирует устойчивость. В первой половине 2025 года совокупные активы коммерческих банков выросли на 24%, ликвидность оставалась на высоком уровне, а объем безналичных операций увеличился более чем в 12 раз. Это отражает структурные изменения в финансовой системе и расширение цифровых сервисов.

Именно сочетание жесткой, но предсказуемой денежно-кредитной политики и стабильности банковского сектора стало главным основанием для того, что аналитики присвоили действующему главе НБ КР одну из самых высоких оценок за весь период участия Кыргызстана в рейтинге.

Как выглядит Кыргызстан на фоне региона

Оценка Тургунбаева выводит Кыргызстан в группу стран с повышенной эффективностью монетарной политики. Для сопоставления, главы центробанков Японии, Южной Кореи и Пакистана получили лишь B-. Казахстану присвоен рейтинг B+, а руководитель Центробанка Узбекистана пока остается без оценки. В регионе присутствуют и гораздо более низкие результаты — C+ у Бангладеш и D у Мьянмы.

На этом фоне присвоение Кыргызстану оценки «B» — заметное достижение для развивающейся экономики с ограниченными монетарными инструментами и высокой уязвимостью к внешним шокам. Такой результат свидетельствует о том, что страна постепенно входит в клуб государств с профессионально выстроенной денежно-кредитной политикой и прогнозируемыми решениями центрального банка.


Читать похожее