Akchabarsearch
Незримый фронт заботы: как живут одинокие старики в Бишкеке и как о них заботится государство

Опубликовано

01.10.2025, 10:29

Незримый фронт заботы: как живут одинокие старики в Бишкеке и как о них заботится государство

Cегодня, 1 октября, во многих странах отмечается Международный день пожилых граждан. Дата 1 октября выбрана не случайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, а осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона. «Акчабар» решил узнать, как сейчас живут те, кто когда-то вносил свой вклад в развитие страны и как государство заботится о них.

Накануне этой даты вместе с социальными работниками управления социального развития Свердловского района Бишкека журналист издания побывал в гостях у их подопечных.

Горячие обеды с доставкой на дом

В Бишкеке пять дней в неделю одинокие старики, стоящие на учете в управлениях социальной защиты, могут получать горячие обеды. Сейчас штат района рассчитан на 21 социального работника. Из них 7 социальных работников помогают пожилым бишкекчанам. На каждого приходится по 16-17  человек. Не каждый задержится на долго — зарплата всего 16 тысяч сомов, а работа не из легких.

В столовой муниципальной администрации мэрии Бишкека по Свердловскому району и началось наше знакомство с социальными работниками Данахан Улукахуновой и Айгуль Кольбаевой. Они вместе с коллегами получали горячее питание для своих подопечных и собирались в путь — у каждой по 10-12 контейнеров с едой, несут по две тяжелых сумки. В день моего визита кормили супом-мастава и макаронами по-флотски. Обычно отсюда женщины (соцработники, к слову, все представительницы прекрасной половины) идут на остановку и разъезжаются каждая в свой район. Мы отправляемся в микрорайон «Аламедин-1», там у них несколько подопечных.

Айгуль Доктуровна работает социальным работников уже восьмой год, по дороге она покупает лепешки для Антонины Васильевны (Прим. автора — имена всех подопечных по их просьбам изменены). Социальные работники каждый день узнают, что захватить по пути, а бабушки расплачиваются за покупки. Вот такая доставка на дом: от продуктов до лекарств и памперсов.

«Выберете, пожалуйста, лепешку посветлее, у нее желудок болит», — просит женщина тандырщика.

А в магазине, покупая два литра кефира, сокрушается, что молочная продукция снова подорожала. Большинству покупателей незаметно, а старикам очень ощутимо, придется объяснять, почему сдачи мало осталось.  

У Айгуль эже ключи от квартир тех, кто считается лежачим, чтобы войти в квартиру не тревожа хозяев. Антонина Васильевна одна из них. Но лежать без дела она не может. Встречает нас на коляске, на которой научилась маневрировать с кухни в комнату.

«Ой, а у меня не убрано», — лукавит бабушка.

В «однушке» идеально чисто. И сама хозяйка явно следит за собой, челка аккуратно закручена на бигуди, постель заправлена, а на кухне помидоры и яблоки расставлены на столе ровными рядами.

Ее пенсии, наверное, позавидовали бы многие — чуть больше 18 тысяч сомов. Но только на пачку подгузников уходит 3 тысячи сомов. А их в месяц нужно несколько упаковок. А еще должно остаться на оплату коммунальных услуг, лекарства, которые тоже не из дешевых, продукты и моющие средства. И как тут прожить? Вот и приходится вести строгий учет, что куда было истрачено.

«Я раньше вообще встать с кровати не могла, а сейчас могу передвигаться по квартире, сама готовлю, на днях сделала икру из баклажанов. У меня грыжа, сделали операцию, и теперь не могу встать твердо на ноги, говорят, разрабатывать надо, гимнастику делать. Айгулечка мне обеды приносит, а я ей говорю, что в общем-то и сама могу готовить, пусть лучше в этом месяце кормит тех, кто действительно не может встать», — говорит она.

Хозяйка показывает холодильник, рассказывает, как он удобно расположен — легко дотягивается до продуктов.

«Завтра принесите помидоры килограмма полтора, как в тот раз, не мягкие, мне очень понравились. И картошки купите», — говорит на прощание.

Песни молодости

Оттуда идем к подопечной Данахан Токтомаматовны — Анне Федоровне, которая много лет проработала бухгалтером, а сейчас мастерски разгадывает сканворды и слушает новости по радио. Из открытых дверей слышна музыка.

«Люблю «Ретро FM» слушать, там песни нашей молодости ставят, но потеряла волну и теперь кручу-кручу и не могу никак поймать», — встречает хозяйка квартиры.

Единственная дочь Анны Федоровны живет с семьей в Германии. Она и зять – глухонемые, и им сложно было обустроиться в Бишкеке, найти работу. Поэтому и переехали в Европу. Маме помогают как могут и по мере возможности приезжают, навещают. Правда, случается это не столь часто. А в остальное время старушка живет одна. В последние годы зрение подводит – самой выйти из дома становится сложно. Поэтому ждет социального работника, чтобы вместе с ней прогуляться до близлежащего магазина.  

«Я не скучаю. Кроссворды разгадываю, вещи свои перебираю. Раньше ходила в благотворительный фонд «АДРА» и у них там был фитнес. А еще мы собирались и разные мероприятия вместе проводили, общались. Но это до карантина было, а после они до сих пор занятия не возобновили», — говорит она.  

У Анны Федоровны плохое зрение, из-за катаракты делали операцию, но толку нет. Ей тяжело самой готовить и даже опасно, может плиту не выключить, просто не увидеть. Поэтому социальный работник регулярно включает ее в список и доставляет ей горячее питание.

«Вы записались к врачу? Как запишетесь, скажите. Вместе пойдем, — говорит Дана эже, объясняя, что необходимо записаться на прием к офтальмологу. — Мы вместе с ней и на операцию ходили, бабушка не волновалась — это главное, а я переживала, пока ждала ее в коридоре».

Данахан Токтомаматовна работает социальным работником уже 36 лет, за эти годы у нее были десятки подопечных. Но одну — бабу Дусю она вспоминает с особой теплотой. Работала с ней много лет, так же приносила лекарства и продукты, помогала в быту, но взамен получала намного больше — жизненные советы и всегда доброе слово.

Пособия по инвалидности — попробуй проживи

Следующая подопечная на попечении у Айгуль эже. В квартире открытая входная дверь, ждала социального работника, а на пороге инвалидная коляска. В комнате на диване молодая женщина — 38 лет. В череде седовласых старушек увидеть молодую симпатичную женщину неожиданно, но увы, реальность такова, что и в молодости можно утратить подвижность и нуждаться в постоянной помощи. Так вышло и с Айсулуу. Уже 10 лет вся ее жизнь — это четыре стены и редкие вылазки на улицу и то если что-то экстренное, в больницу, к примеру, надо срочно ехать.

Женщина получает пенсию по инвалидности — всего пять с небольшим тысяч сомов и только обезболивающие препараты стоят большую часть этих средств. Поэтому и бесплатные обеды тут всегда кстати. Еще и потому, что передвигаться по квартире ей крайне сложно, приходится делать это ползком, готовить самой тяжело.

«Айгулечка, надо полы помыть», — просит она социального работника.

На диване ноутбук, Айсулуу рассказывает, что коротает дни за просмотром сериалов, любит корейские дорамы. О том, что с ней случилось рассказывать не хочет, отвечает коротко: несчастный случай. Увидев контейнера с едой, улыбается: Макароны по-флотски очень вкусно готовят!

«Марина Рахимовна, мамочка моя, добрый день! Как здоровье?» — с порога приветствует следующую бабушку Данахан Улукахунова.

На столике, пирамидка из коробочек с лекарствами, тонометр. Данахан эже проверяет, сколько каких таблеток осталось и что еще нужно купить.

Она, кстати, много лет проработала в школе олимпийского резерва и воспитала ни одно поколение будущих чемпионов, прославивших страну на мировой арене. Учила ребятишек русскому языку и литературе, а с ними выучила кыргызский. Ее выпускники и сейчас не забывают учительницу, навещают, но, как и принято, только на праздники, а в будни она совсем одна. Супруг, брат и единственный сын умерли.

«Мы с мужем много лет жили на Иссык-Куле, трудились всю жизнь. Скопили небольшую сумму на старость. А тут недавно мошенники меня обманули. Столько слышала о них, а все равно попалась. Все накопления — 200 тысяч сомов выманили», — сокрушается старушка.

В зале, где мы беседуем, на фоне телевизор, хозяйка смотрела новости. Она всегда в курсе всех последних событий, просит купить ей газеты и журналы. 

О своей социальной работнице отзывается очень хорошо с особой теплотой и на пороге, провожая, запрещает ей даже думать об увольнении.

«Пока я жива будешь работать!» — смеется.

А Данахан Токтомаматовна уже спешит на остановку, надо ехать совсем в другой конец города, там уже ждут оставшиеся другие подопечные.
 


Читать похожее