Администрации рынков объявили о скидках, которые не коснулись торговцев

21.12.2023, 18:45 Айжан Мамбеталиева
Администрации рынков объявили о скидках, которые не коснулись торговцев

Совсем недавно Бишкек содрогался от волны негодования вышедших на митинги торговцев столичных рынков. Продавцы возмущались тем, что им хотят ввести обязательное использование в работе ККМ. От столичных митингующих не отстали и региональные: там тоже люди были возмущены нововведениями налогообложения. Власти вошли в положение людей — обязательное введение ККМ отложили до следующего года. Невиданную щедрость проявили и хозяева рынков, они пообещали арендаторам с января 2024-го сделать скидку на аренду до 30-50%. Об этом они громко объявили в СМИ.

«Акчабар»решил выяснить, выполнили ли владельцы рынков свое обещание. Для этого корреспондент издания прогулялся по столичным базарам и пообщался с арендаторами.

Разница в десятки тысяч

Первый рынок, на котором побывал корреспондент «Акчабара», — Аламединский. Жизнь там идет своим размеренным чередом, продавцы открыли контейнеры и выставили на продажу товары. Они согласились рассказать о текущей ситуации, правда, анонимно. Один мужчина, который торгует посудой и различным инвентарем для кухни, рассказал, что продавцы действительно возмущались введением ККМ, так как это прибавит им хлопот. К примеру, клиенты не смогут вернуть товар, ведь чек уже пробит, или же за каждую мелочь, будь то спички либо зажигалки, придется давать чеки и вести бухгалтерскую отчетность. Однако они не против таких введений, если их этому обучат и дадут время, чтобы освоить все премудрости.  

«Я плачу земельный налог в 3 тысячи 250 сомов каждый месяц, а контейнер свой поставил, чтобы удобно было и мне, и клиентам. Слышал, что кому-то обещают скидки на землю, говорят на Ошском рынке, продавцам реально помогли и аренду снизили, а нам пока нет», — говорит продавец.

Интересно, но крытые ряды с одеждой вблизи пересечения улицы Курманджан Датки и проспекта Жибек Жолу уже не относятся к Аламединскому рынку, хоть и стоят к нему вплотную. Это, как говорят продавцы, муниципальная собственность, которую сдали в аренду. И арендатор сдает места продавцам. Одна из женщин, на прилавках которой белье, носки, а также в соседнем контейнере обувь, поделилась, что за два небольших помещения оплачивает 40 тысяч сомов ежемесячно. 

«Мы тоже поднимали вопрос о том, чтобы нам хоть немного снизили аренду, но хозяин нашего участка пока нас не слышит. Он говорит, что если мы хотим платить меньше, то даст нам места в глубине рынка, а там проходимость очень плохая. Клиенты просто не дойдут до нас, и мы будем стоять там себе же в убыток. Сейчас, зимой, товар уходит плохо, еле сводим концы с концами», — пожаловалась она. 

Разве это справедливо?

Следующий рынок, соседний, на котором мы побывали, — «Мадина». Там, где продают шторы и занавески, продавцы поделились, что за возможность работать на своих местах им приходится платить 7-10 тысяч сомов ежемесячно. 

«Мы тоже слышали про скидки, 30% сыграли бы существенную роль для нас. Ведь все знают, что у нас самые низкие цены на товар, и не всегда в месяц мы можем продать изделия на определенную сумму. Иногда терпим убытки, но аренду платим по полной стоимости. Мы ждем обещанных скидок. Но будут ли они? Пока все молчат, и мы в неведении», — говорит продавец.

Кстати, около рынка «Мадина» также есть крытый мини-павильон, под навесом пара десятков мест. Продают лепешки, различные мелочи вроде батареек, свечей, зажигалок, а также комплекты постельного белья, пледы, одеяла и подушки. 

Одна из женщин рассказала, что оплачивает за место 3 тысячи 500 сомов. Говорит, что эта сумма кому-то может быть и покажется незначительной, однако для продавцов существенная. 

«Я продаю пледы по 2 тысячи 500 сомов. Клиенты, конечно, просят скидки, мы им уступаем. Отдаю за 2 тысячи. Однако, возможно, в этом месяце я продам только один плед или же совсем ничего не продам, но платить буду по полной стоимости. Тем, кто на рынке, говорят, что предоставят скидки, но о нас речи нет. Мы не относимся к «Мадине», наш участок в частной собственности, мы оплачиваем эту сумму хозяину. Однако мы ведь тоже обычные продавцы, разве это справедливо?» — задается она вопросом. 

На каждом участке своя арендная стоимость

Следующим пунктом нашего маршрута стал Орто-Сайский рынок. Оказалось, что он поделен сразу на несколько участков и у каждого свой владелец. Потому и стоимость аренды у всех продавцов отличается, а разница может достигать пару десятков тысяч сомов. 

К примеру, две женщины рассказали, что оплачивают аренду места ежедневно по 150 сомов, чтобы иметь возможность продавать чеснок. Но их места находятся в глубине рынка, а те, кто продает мандарины и бананы вдоль тротуара, платят по 500 сомов в день. На участке «Зима-Лето» у контейнеров, которые расположены между вещевым и овощным рынками, самая низкая оплата за место. Продавец игрушек говорит, что платит всего 1.5 тысячи сомов. 

«Грех жаловаться, ведь такой аренды больше нигде нет. Спросите наших соседей напротив, удивитесь разнице», — отмечает он.

Ему вторит соседка, правда, у нее несколько контейнеров с мыломоющими в аренде, за которые она платит чуть больше 6 тысяч в месяц, а земельный налог хозяева сами оплачивают. По ее словам, около 2 тысяч 500 сомов в месяц.

«Наши места считаются плохо проходимыми, клиенты к нам заглядывают, конечно, но не так часто, как к тем, кто торгует вдоль дороги. Потому тут часто берут места под склады для товара», — рассказывает женщина. 

В контейнеры, расположенные вдоль дороги, действительно покупатели заглядывают чаще. К примеру, к мужчине, который продает посуду и кухонную утварь, пока мы беседовали, за десять минут, заглянули пять человек, интересуясь товаром. 

«Я плачу за аренду места примерно 58 тысяч сомов, но не жалуюсь. Зато у меня товар не залеживается, клиенты есть», — уверяет он.

Про скидки на земельные участки мужчина тоже слышал, однако сомневается, что они им будут предоставлены. 

На «Обероне» — вещевом контейнерном рынке — в небольшом ряду, где торгуют носками, бельем и прочими мелочами, продавцы жалуются на то, что их крохотные земельные участки облагаются налогом в 5 тысяч 300 сомов. 

«А тут не развернуться! И клиенты недовольны — неудобно смотреть товар. Нам приходится брать несколько мест сразу, чтобы хоть какие-то удобства были. А за контейнер отдельная плата. В месяц отдаем по 15 тысяч сомов. Покупатели удивляются, почему мы так мало скидываем. Если хотя бы земельный налог снизят хоть немного, нам уже была бы подмога. Но все молчат, непонятно, чего ждать с начала года», — говорят они. 

Первые контейнерные ряды на «Обероне» считаются самыми популярными среди посетителей рынка, туда они заглядывают в первую очередь. А потому и арендная плата тут выше, чем у других. 

Одна из продавцов, предлагающих женские наряды, рассказала, что ежемесячно платит 45 тысяч сомов, из которых 14 тысяч — за земельный участок. Помимо этого, если добавить сюда оплату электроэнергии, охраны, а также приобретение патента, сумма достигает 60-65 тысяч сомов. 

«Мы очень ждем обещанных скидок и надеемся, что про них не забудут», — заключила она. 

Резюмируя беседу с продавцами, становится понятно, что за громкими обещаниями владельцев рынков ничего существенного не стоит и простые арендаторы пока так ничего и не получили. Также остается до конца не ясно, скидки будут на аренду земли или торговых точек (контейнеров), в СМИ писали по-разному. А это важно, ведь аренда земли варьируется в среднем от 1.5 тысячи до 5.3 тысячи сомов, а аренда контейнеров может достигать десятки тысяч сомов. Хотя арендаторы не верят, что им, вообще, предоставят какие-то скидки.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть