Труд в колониях: где работают и сколько получают осужденные

11.03.2024, 12:42 Айжан Мамбеталиева
Труд в колониях: где работают и сколько получают осужденные

Никогда не подумаешь, что в колониях, где кыргызстанцы отбывают наказание за самые разные преступления, может так вкусно пахнуть свежеиспеченным хлебом. Или о том, что там, за колючей проволокой, можно освоить новые профессии, трудиться, зарабатывать и даже накопить деньги на банковском счете, а выйдя на свободу, получить шанс на счастливую жизнь. 

В Кыргызстане в местах заключения содержатся более 6 тысяч осужденных, из них более 1.7 тысячи следственно-арестованных (которых не имеют права привлекать к труду). Остальные осужденные — почти 4.8 тысячи мужчин и более 200 женщин — отбывают наказание в местах заключения. Из них — 27% осужденных трудоустроены на различных производственных участках, 352 человека заняты в хозяйственном обслуживании и более 350 осужденных работают в колониях-поселениях на различных договорах по трудоустройству.   

Корреспонденты «Акчабар» побывали в колониях Чуйской области и узнали, как заключенные могут работать, получать зарплаты, помогать родным и накопить деньги на счете в банке. 

Новые профессии в заключении

Сотрудники Службы исполнения наказаний показали нам две колонии — мужскую колонию-поселение и женскую, где содержатся осужденные общего режима. 

Сначала мы отправились в колонию №2 в селе Степном Чуйской области — это единственная женская колония в стране, сейчас в ней содержатся около 200 осужденных женщин. В пекарне этой колонии трудоустроены восемь человек, в швейном цехе трудятся 64 женщины. Еще 39 заняты в хозяйственном обслуживании. При этом количество трудоустроенных составляет почти 55% от общего количества трудоспособных женщин.

Во время отбывания срока у женщин есть возможность получить несколько специальностей: парикмахер, швея, хлебопекарь и мастер по изготовлению национальных изделий. Когда мы приехали в колонию посмотреть, как работают осужденные, в пекарне, которая работает на территории колонии, витал аромат свежего хлеба. Женщины месили тесто с помощью специальных аппаратов-тестомесов, формировали хлебные булки. А уже испеченные буханки  ровным строем стояли на полках, отсюда хлеб доставят в другие исправительные учреждения области. 

Обучение осужденных новым специальностям — это совместный проект СИН и Минобразования, важно, что по окончании курсов участники получают сертификат, в котором нет ни слова о том, что он выдан во время отбывания срока в колонии. С этим документом можно запросто трудоустроиться в гражданском секторе. Сотрудники колонии говорят, что желающих учиться много, женщины получают тут сразу несколько специальностей. Но особой популярностью пользуются курсы кройки и шитья. И в доказательство этому в швейном цехе, который нам показали, кипела работа. В закроечной несколько женщин делали разметку деталей для будущих изделий. Этажом выше в помещении стоял гул от работы швейных машинок, женщины сшивали детали. Сейчас у них большой заказ — спортивные костюмы, а  после этого  будут шить безрукавки.

Одна из осужденных — 25-летняя Марина, на первый взгляд  совсем девчонка, маленькая и худенькая, согласилась рассказать о себе, попросив скрыть лицо, объясняя это тем, что там, за колючей проволокой забора, ее ждет дочь, которой сейчас 7 лет. И если Марина не попадет под какие-либо амнистии, дочке будет двадцать, когда она выйдет и вернется домой. Такой внушительный срок Марина получила за наркотики. Еще будучи в СИЗО, она уже понимала, что понесет наказание, а потому  тогда твердо решила для себя: надо менять жизнь! Учиться, работать, воспитывать ребенка и дать ему все, чего у нее самой не было. А не было наверняка многого: счастливого детства, когда любое твое желание тут же исполняется, беззаботной юности. Она мечтала стать врачом, лечить и спасать людей, но финансовое положение семьи не позволяло поступить в вуз и оплачивать контракт. Девушке рано пришлось трудиться, помогать маме, которая имеет инвалидность, и младшим сестрам. 

«Как только узнала, что тут можно получить специальность, сразу решила — буду учиться! Сейчас осваиваю народное творчество — учусь делать национальные изделия из войлока, мне очень интересно. А еще тут, в швейном цехе, пока осваиваюсь и помогаю. У меня мама швея, но я раньше этим ремеслом совсем не интересовалась. Но тут меня это дело захватило, так интересно!» — говорит девушка. 

Она рассказала, что в будущем мечтает открыть свое дело и шить красивые наряды для женщин, ведь представительницам прекрасной половины человечества так важно чувствовать себя уверенно в стильных платьях и блузках. Еще одной осужденной — Люде, 51 год, но сложные условия жизни словно накинули ей еще лет 10, и сейчас у этой, еще молодой женщины в глазах то ли печаль и сожаление, то ли безнадега и отчаяние. 

Монотонным, без эмоций голосом Людмила начинает свой монолог с того, что оказалась тут за убийство, и пока мы пытаемся понять, как эта хрупкая женщина могла кого-то лишить жизни, она вещает подробности своей незавидной судьбы. К слову, в местах заключения она оказалась второй раз, первый раз — за кражу. Но тут в швейном цехе она пользуется уважением, у нее большой опыт в этой сфере. Она мастерски быстро строчит на машинке, и строчки получаются ровненькими и аккуратными — не отличить от пошива крутых фирм.

«Я за машинкой с 16 лет, всю, можно сказать, сознательную жизнь. Сейчас помогаю тут девочкам, когда обращаются за советом. А нам мастера подсказывают , что и как делать, у них тоже учусь новому», — говорит она.  

Женщина рассказывает, что в колонии строгого режима для осужденных созданы хорошие условия — есть стиральная машинка, душ, место, где можно приготовить еду, но все равно, заключение не создаст домашней обстановки, а потому она приходит в цех даже в выходные, признается, что работа отвлекает от тягостных мыслей и от конфликтов с другими осужденными. 

Как оказалось, в цех поступают и частные заказы, швеи открыты для любых предложений, но чаще, конечно, отшивают госзаказы — спецодежда, простыни, наволочки, полотенца, матрасы и подушки. В СИН поясняют, что реализация товаров, выпускаемых производственными объектами, осуществляется в соответствии с требованиями закона КР «О государственных закупках». В приоритетном порядке рассматривается вопрос покрытия собственных потребностей учреждений СИН в продуктах и вещевом довольствии осужденных и форменного обмундирования сотрудников, после чего остальное реализуется на внешнем рынке.

«В женской колонии функционируют два производственных участка — пекарня и швейный цех. В пекарне в день производят около трех тысяч булок хлеба. И наша продукция намного дешевле, чем в гражданском секторе. К примеру, если в бишкекских магазинах на хлеб установлена цена 56—58 сомов за килограмм, то в нашем учреждении, хлеб из муки второго сорта стоит 47 сомов за килограмм, а из  первого — 49 сомов за килограмм. Пекарня обеспечивает хлебом пять колоний и несколько батальонов Департамента охраны и конвоирования», — рассказал начальник Главного финансово-хозяйственного управления СИН, майор внутренней службы Алмазбек Акматов. 

Он также рассказал, что основная задача СИН — перевоспитание тех, кто содержится в местах заключения, и трудотерапия — один из методов. Осужденным предоставляют возможность заниматься общественно-полезным трудом и получать за это заработную плату. В колониях заключенные могут получить 22 различные специальности, а в специализированных учреждениях функционируют 57 производственных участков.

Трудотерапия в целях перевоспитания является одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы. Проще говоря, в колониях предоставляют возможность человеку заниматься общественно-полезным трудом и получать заработную плату, это положительно влияет на процесс восстановления семейных связей и повышает уровень благополучия семей осужденных. Тем самым значительно уменьшается риск криминализации осужденных и приобщения к тюремной субкультуре.

По данным СИН, количество работающих осужденных составляет 20% от всех трудоспособных, включая сезонных трудоустроенных осужденных. Несовершеннолетние не работают, только обучаются, также есть пожилые и те, кто болеет и не может в данный момент трудиться. 

«В прошлом году чистая прибыль от работы производственных цехов составила 37 млн сомов. Сейчас мы с госпредприятием «Келечек» анализируем, какие производственные участки можно еще открыть в исправительных учреждениях. К примеру, хотим открыть цех по производству армированной колючей ленты «ЕГОЗА», которая сейчас необходима, так как  решаются приграничные вопросы и в такой ленте будет спрос», — говорит Алмазбек Акматов. 

До 120 граммов рыбы в день 

В селе Беловодском, в Московском районе, куда мы поехали после женской колонии, функционирует производственный участок, где разводят крупный рогатый скот и форель. Осужденные колонии-поселения № 45 следят за скотом, ухаживают и кормят. Во время посещения данного производственного участка там содержались около 130 бычков и коров. Этот производственный цех полностью закрывает потребность в мясе всех колоний Чуйской области. К слову, помимо мяса, осужденные в разных колониях полностью обеспечивают исправительные учреждения куриными яйцами, хозяйственным мылом, молоком и хлебом, а также овощами и картофелем.  

На месте нас встречает Айдар, который вместе с тремя товарищами работает на этом производственном участке. Он рассказывает, что вчетвером они живут на этом участке, для этого для них оборудована комната, где парни ночуют, и есть место, где можно готовить еду. Каждую пятницу парни посещают колонию-поселение, чтобы отметиться. 

«Я раньше работал в сфере малого бизнеса — делал шаурму, мыл машины на автомойке, а в тюрьму попал за хулиганство. И когда тут предложили работу, конечно, согласился. Условия тут хорошие, нам выдают форму, обеспечивают питанием. И работать всегда лучше, чем слоняться без дела», — говорит он. 

Как только мы подходим к загону, коровы и бычки поворачиваются в нашу сторону и, как нам кажется, смотрят удивленно.  С заливистым лаем чужаков встречает собака, которую местные работники прозвали Маманей. Пару месяцев назад у охранницы родились восемь щенят, и сейчас парни думают, куда их пристроить. «Может, и вам нужен щенок?» — интересуются.  

Тут же недавно открыли и рыбный цех, в закрытых бассейнах содержат мальков форели, а в искусственных водоемах уже подросшие особи. Скоро в рационе у осужденных появится рыба, им, кстати, по положению надо от 100 до 120 граммов рыбы в сутки, в зависимости от нормы питания.

Начальник этого производственного участка Бакыт Тентемишев рассказывает, что форель живет и размножается только в чистейшей артезианской воде и тут ее добывают с глубины 207 метров. 

Также в колонии-поселении № 45 разводят кур-несушек. Для кур во дворе созданы два отдельных помещения, которые отапливаются печами, а за теплом в комнатах следят Эрлан и его напарник.

«Наши курочки боятся чужаков, а от стресса они будут плохо нестись», — говорит Эрлан и неохотно открывает двери современного курятника, в котором на жердочках расселись курочки, и действительно пернатые заметно волнуются, переступают c ноги на ногу. Когда мы приехали в колонию в Московском районе, отключили свет, и учреждение тоже осталось без электроэнергии, а потому мы решаем не беспокоить птиц светом фонарей, чтобы рассмотреть их жилище, верим на слово, что для них созданы все необходимые условия. 

Сейчас тысяча имеющихся в колонии кур дают в сутки до 500 яиц. А потому на завтраки и обеды у заключенных бывают омлеты и яичницы. 

«Мне эта работа нравится. В день трижды кормим наших птиц, даем воду и следим за тем, чтобы им было тепло. Когда заботишься о курочках, относишься к ним с теплом, они это чувствуют и хорошо несутся. А мы с напарником получаем за свою работу заработную плату. Я часть зарплаты отдаю семье, а оставшиеся деньги трачу на свои личные нужды», — говорит Эрлан. 

Начальник колонии-поселения № 45, полковник внутренней службы Тимур Анаркулов, говорит, что эта небольшая птицефабрика обеспечивает все закрытые колонии куриными яйцами, а также заключенные этой колонии закрывают потребность других учреждений сельскохозяйственной продукцией. 

Штатные единицы 

Еще в 2012 году было образовано государственное предприятие «Келечек», где аккумулированы производственные мощности учреждений УИС КР.

В частности, благодаря «Келечек» на производственных участках выращивают сельскохозяйственные культуры: пшеницу, ячмень, клевер, картофель, различные овощи и фрукты. Также разводят крупный рогатый скот, чтобы в колониях было молоко и мясо, занимаются разведением птицы, рыбы и медоносных пчел.

Работающие осужденные в колониях выпускают продовольственные изделия: зерномучные, хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры. Кроме этого, выпускаются строительные материалы, одежда, обувь, предметы быта и мебель.

На сегодня в СИН функционируют 57 производственных цехов и участков. Из них: в сфере сельского хозяйства — 25 объектов, выпускающих продовольствие — 25 объектов и в сфере оказания услуг — 7 объектов.

Трудоустроенные осужденные в соответствии с требованиями Трудового кодекса и УИК КР получают заработную плату. Размер зарплаты осужденных не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Осужденным, трудоустроенным в утвержденных штатных единицах по хозяйственному обслуживанию, определена заработная плата в размере от 7 тысяч сомов и почти до 11 тысяч в зависимости от занимаемой должности.

На производстве зарплата варьируется от 5 до 20 тысяч сомов и насчитывается пропорционально объему выпускаемой продукции и рабочих часов. Получаемая зарплата переводится осужденным на их банковский счет.

В СИН также отмечают, что работа по трудоустройству продолжается даже после освобождения. Так, согласно меморандуму о сотрудничестве СИН с Министерством труда, социального обеспечения и миграции, совместно с районными службами занятости ежеквартально проводится ярмарка вакансий для планируемых к освобождению осужденных.

Служба занятости оплачивает курсы и стипендию в размере 360 сомов в месяц. Обучение проводится по 50 специальностям.

После выхода на свободу бывшие осужденные имеют право обратиться в государственную службу занятости и после регистрации пройти профессиональное тестирование для определения своих интересов и способностей, если у него нет профессии, изучить имеющиеся вакансии и трудоустроиться, выбрав подходящую, освоить новую профессию или повысить квалификацию, принять участие в оплачиваемых общественных работах, не требующих предварительной профессиональной подготовки. Кроме этого, что тоже не менее важно, получить пособие по безработице при наличии непрерывных выплат в Социальный фонд КР не менее 12 месяцев за последние 3 года перед обращением в службу занятости.

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Акчабар для iPhone

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов
Закрыть

Акчабар для Android

  • Курсы валют в Бишкеке
  • Новости и аналитика
  • Карта банкоматов и сберкасс
Закрыть