Опубликовано
19.04.2024, 07:24Руслан — плотник-строитель из Кыргызстана ищет работу в Объединенных Арабских Эмиратах. Его резюме находит Мохамед Бин Саяд, координатор по анализу в Центре оценки мигрантов в Дубае. При изучении документов Руслана он видит, что его диплом не содержит достаточной информации о его квалификации. Тогда Мохамед сравнивает профессиональные стандарты Кыргызстана с теми, которые используются в ОАЭ, но сталкивается с трудностями из-за отсутствия конкретных данных о модели оценки и признания качества квалификаций в нашей стране. Возможно, он предложит Руслану работу в качестве разнорабочего до тех пор, пока не сможет подтвердить его квалификацию.
Это реальная история и таких, к сожалению, немало. Мигранты из Кыргызстана постоянно сталкиваются с проблемой подтверждения квалификации, в итоге, несмотря на свои способности, наши граждане работают на низкооплачиваемой работе, имея при этом высокую квалификацию.
Проблема остается нерешенной, несмотря на то, что еще в сентябре 2020 года в Кыргызстане было принято постановление о введении 9-уровневой Национальной рамки квалификаций (НРК). НРК охватывает уровни квалификаций, которые можно получить, пройдя общее образование, профессионально-техническое образование и обучение (ПТОО), высшее образование, послевузовское, а также неформальное (краткосрочные курсы) и информальное обучение — практический опыт.
Данная концепция также подразумевает разработку национальных профессиональных стандартов и систему сертификации компетенций.
«Да, возможно, некоторые из наших мигрантов, работающих за границей, могут зарабатывать значительно больше, чем здесь. Но это не изменяет факта, что они получают крайне низкие зарплаты за те же навыки, которые ценятся выше в других странах. По сути, их уровень оплаты не соответствует их профессиональным способностям. И что еще хуже, они сталкиваются с плохими условиями труда и недостаточным признанием своих навыков. Мы все слышим истории о том, как они работают в таких условиях, и это нечестно. Конечно, есть истории успеха, когда мигранты добиваются больших результатов, но это скорее исключение из правил», — считает эксперт JIA.
По идее, у государства было достаточно времени, чтобы разработать перечень национальных стандартов: профессиональных и квалификационных стандартов, стандартов оценки и уже начать проводить ее, присуждение или признание компетенций, т.е. валидацию и сертификацию компетенций. Однако на деле этого не происходит.
В последнее время появляются сообщения о работе, проводимой в данном направлении, например, в новом Законе КР «Об образовании», принятом в прошлом году (2023). В него внесли такие понятия, как сертификация и валидация. Даже определено, что сертификацией будут заниматься ассоциации отраслей, объединения работодателей.
Но чем дольше это остается на бумаге, высок риск того, что проделанная работа так и не даст желаемых плодов.
Для того чтобы система начала работать, как считают эксперты, необходимо хотя бы разработать национальные стандарты и выложить их в открытый доступ для сопоставления и признания.
В целом нерешенный вопрос национальных стандартов не только создает проблему для кыргызстанцев, стремящихся работать за рубежом, но и для местных соискателей работы.
«Частный сектор, кажется, сегодня не доверяет дипломам. Поскольку в мире профессионально-технического образования также нет единых стандартов» — рассказал «Акчабар» эксперт JIA.
Недоверие к дипломам также связано с очень слабым обеспечением качества формального обучения и оценки в системе ПТОО. Поэтому важно, чтобы неформальное и информальное обучение оценивалось иначе. В противном случае и к нему доверие будет низким.
«Если модель, которую мы разработали, будет прозрачной, чтобы все могли видеть, как она работает, доверие повысится. Так было в странах, которые ввели сертификацию неформального и информального обучения с работающей системой обеспечения качества, пользующейся уважением», — отметил эксперт.
Создание центров оценки и признания компетенций и квалификаций, а также перечня национальных стандартов помогло бы решить некоторые проблемы работоспособного населения Кыргызстана.
На первом этапе такие центры могли бы работать при финансовой поддержке государства, а по мере того как система будет становиться все более понятной и все больше кандидатов будут подавать заявки на получение сертификатов, частный сектор может взять на себя управление центрами.
«Важно помнить, что сертификация кыргызских работников, признанная международным сообществом, имеет реальные экономические выгоды за счет увеличения доходов трудовых мигрантов и мобильности кыргызских работников на внутреннем рынке труда», — подчеркивает эксперт.
В целом сам процесс сертификации будет проходить следующим образом. Кандидат, подавший заявку на получение квалификации, должен продемонстрировать, что его работа и жизненный опыт соответствуют всем требованиям квалификации. Для этого составляется портфолио доказательств, которое должно подтвердить, что соискатель выполнил все соответствующие действия и обучился (обычно на работе), что демонстрирует, что этот опыт соответствует требованиям квалификации и все результаты обучения квалификации были достигнуты благодаря этому опыту. Иногда также может потребоваться оценка, чтобы продемонстрировать, что кандидат обладает необходимыми рабочими навыками.
Важно, что в разработке перечня профессиональных стандартов и реализации процесса оценки и признания компетенций необходимо, по мнению экспертов, учитывать такой нюанс, как работа с частным сектором, их вовлеченность в данный процесс. То есть важно, чтобы профессиональные стандарты, принятые на национальном уровне, отражали поставленные перед рабочим задачи, чтобы в будущем компаниям не нужно было тратить время на переобучение работников, а также представители реального сектора экономики сами вовлекались в оценку и признание компетенций.
«Стандарты должны быть разработаны специалистами из самих отраслей, чтобы определить требования к профессиональным навыкам и критерии успешного выполнения работы. Но сейчас мы сталкиваемся с проблемой отсутствия такой системы или ее недостаточного развития. Это приводит к тому, что выпускники получают разные уровни квалификации, что затрудняет их трудоустройство», — отмечает эксперт.
Также необходимо внедрить систему обеспечения качества, которая была бы прозрачной и доступной для международного сообщества, чтобы работодатели из других стран могли ознакомиться с профессиональными стандартами и квалификациями выпускников из Кыргызстана. Это позволит создать условия для признания квалификаций и трудоустройства граждан на высокооплачиваемые и престижные должности за границей.
«К сожалению, в настоящее время такие возможности недоступны из-за неразвитой системы сертификации. Это создает экономические и социальные проблемы, затрагивающие тысячи людей. Ведь множество граждан КР, уезжая на заработки, сталкиваются с тем, что их не берут на работу из-за неподтвержденной квалификации, а если и берут, то платят меньше, чем тем, кто имеет необходимые документы», — считает эксперт.
В случае если система начнет работать полноценно, не только кыргызстанцы за рубежом будут востребованы на рынке труда и получать достойное вознаграждение, но и условия работы внутри страны начнут саморегулироваться и становиться лучше.