Опубликовано
28.02.2023, 06:58В сельское хозяйство Кыргызстана внедряется кластерная система производства. И многие из нас хотя бы раз слышали слово «кластер», но не все понимают его суть и важность для развития экономики.
Говоря простым языком, кластерное производство — это объединение сельхозтоваропроизводителей и тех, кто поставляет им товары и услуги в целях совместного развития. Они представляют единую цепочку, будучи связанными между собой договорными отношениями.
К примеру, производитель корма обеспечивает своим продуктом племенной завод, который в свою очередь через поставщика сбывает продукцию заводу по производству мясных продуктов. Далее следующая организация поставляет готовый продукт в торговые сети или экспортирует за границу.
Самый главный плюс членства в каком-нибудь кластере: у производителя не возникнет проблем со сбытом продукции. Чаще он работает по заказу покупателя. А у переработчика не будет проблем с сырьем. Проще говоря, кластерная работа является гарантией того, что все заинтересованные стороны получат выгоду. Кроме того, участникам кластеров предоставляются льготные кредиты.
Чтобы представить, как работает кластерная система, Минсельхоз показал журналистам отдельные звенья кластерной цепочки по производству мяса, мясных продуктов.
Крестьянское хозяйство «Ангус» — один из 20 субъектов в мясном кластере, который производит мясо. В настоящее время в сараях хозяйства откармливают 1 тысячу 200 быков и 200 коней.
Сотрудник фермы Жылдызбек рассказал, что благодаря вступлению в мясной кластер крестьянское хозяйство смогло получить льготные кредиты и приобрести технику, построить и отремонтировать сараи. Теперь планируют в лизинг приобретать племенной скот.
В настоящее время скот они покупают на рынках страны. По словам эксперта по сельскому хозяйству Бактыбека Мамытканова, государство должно приложить силы, чтобы подобных ферм по откорму скота в Кыргызстане было как можно больше.
«Большинство хозяйств в КР производят молоко и не нуждаются в быках, а такие фермы готовы скупать у них не нужный скот. Кроме того, чем больше Кыргызстан будет производить мяса, тем ниже будут на него цены на внутреннем рынке», — считает Мамытканов.
Также эксперт рассказал, что такие хозяйства, как «Ангус», по закону не считаются производителями, так как они не производят скот.
«Быков и коней они покупают в возрасте от 1.5 до 3 лет. Поэтому не считаются производителями, но это неправильно. Ведь они их откармливают и производят мясо. Надо в срочном порядке внести изменения в законы и признать их производителями. Тогда они смогут под более низкие проценты получать кредиты и в коммерческих банках. Пока они не имеют такой возможности», — пояснил Бактыбек Мамытканов.
Далее мы отправились в убойный цех ОсОО «ТОРО». У компании имеется халал-сертификат. Оборудование было закуплено в Турции. Забой скота тут проводится в соответствии с требованиями шариата.
Убивают животных только вручную (а не механическим путем) и так, чтобы они не успели испугаться. Забойщик в цехе обязательно должен быть мусульманином. А перед убоем разворачивают животное головой к Мекке и с именем Аллаха перерезают ему глотку, яремные вены и сонную артерию острым и длинным ножом.
Отдельная тема — чистота в цехе. Нет кровяных пятен, неприятного запаха, пол из кафеля. Вода после мытья оборудования, приборов, посуды, стен и пола стекает в специальные арыки и по ним на улицу. На работниках чистые белые халаты.
По словам ветеринара цеха Майрамбека Омукеева, перед забоем скота выдерживается 21 день карантина. В это время ветеринары проводят осмотр скота. А после забоя дополнительно делают экспертизу мяса и всех органов по отдельности. Заказчик может получить мясо как в парном виде, так по желанию и в охлажденном, и замороженном виде.
Услугами цеха пользуются как крупные компании, которым важно качество производимой продукции, так и частные лица.
«К сожалению, в последнее время поступает все меньше заказов. Многие пользуются услугами сомнительных забойных цехов», — рассказал Майрамбек Омукеев.
ОсОО «Баркад» подключается к кластерной цепи на этапе переработки. Компания производит мясные продукты — наверняка все видели на рынках и прилавках магазинов манты, пельмени, котлеты, вареники и слоеное тесто этой компании.
Сейчас компания запускает производство колбасных изделий. Уже выпущена первая партия, и после проверок и контроля качества колбасные изделия этой фирмы появятся в продаже.
Заключительное звено в этой цепи — торговые сети «Фрунзе», которые по договору предоставляют полки в своих магазинах для местных сельхозтоваропроизводителей.
Всего, по данным Минсельхоза, на сегодня в мясном кластере 35 членов. Если в 2021 году, когда Минсельхоз начал активно внедрять кластерную политику, фермеры и переработчики не понимали ее важности, то в последнее время все больше сельхозтоваропроизводителей хотят стать участниками кластера.
Если вступление в кластер выгодно для крупных производителей, переработчиков из-за льготных кредитов, а также сбыта продукции и обеспеченности сырьем, то малым производствам кластер дает возможность экспортировать свою продукцию. Например, фермер, который хочет продать 10 — 50 голов овец, может объединиться с другими фермерами, и вместе они экспортируют большое количество.
В прошлом году для поддержки 9 кластеров из республиканского бюджета было выделено 10 млрд сомов. Но было усвоено всего 3.5 млрд. Оставшиеся 6.5 млрд товаропроизводители смогут получить в этом году. Кроме того, Минсельхоз создал еще 7 кластеров, и на их поддержку выделено 7 млрд. Часть этих средств пойдет на лизинг техники и скота.