
Опубликовано
05.01.2026, 12:45Уровень безработицы в странах Евразийского экономического союза снизился до многолетних минимумов. Это отражает восстановление экономической активности и ускоренную миграцию рабочей силы внутри блока. Согласно данным ЕЭК, число зарегистрированных безработных за последние пять лет, с сентября 2020 года, снизилось с 4 млн 63 тысяч до примерно 698 тысяч на тот же месяц 2025-го (данные по Казахстану за июнь 2025-го). То есть безработица сократилась в 5.8 раза.
Уровень зарегистрированной безработицы в регионе снизился с 1.3% до 0.8%, а безработица по методологии Международной организации труда — с 5.9% до 2.7%, что приближает показатели блока к уровню развитых экономик.
По последним имеющимся данным на второй квартал 2025 года, в соответствии с методологией Международной организации труда уровень безработицы по ЕАЭС составил 2.7% численности рабочей силы. Причем самый высокий показатель в Армении — 12.3%, далее идет Казахстан — 4.6%, Кыргызстан — 3.7%, Беларусь — 2.4% и Россия — 2.2%.
На крупнейшую экономику союза — Россию — приходится значительная часть улучшений. Число официально безработных сократилось более чем втрое, до 280.3 тысячи человек, при этом уровень зарегистрированной безработицы упал до 0.4% — минимального значения за многие годы.
Кыргызстан также демонстрирует заметную динамику. Безработица снизилась вдвое — с 3% до 1.5%, а число официально зарегистрированных безработных упало до 42.7 тысячи человек.
За последние два года в республике отмечается значительный рост занятости. В 2024 году было создано 263.1 тысячи рабочих мест, за девять месяцев этого года — еще 229.2 тысячи.
«Это отражает последовательную работу государства по расширению рынка труда и поддержке экономической активности. Одновременно усиливается социальная защита населения. За два года повышена заработная плата отдельных категорий бюджетных работников, врачей и среднего медицинского персонала. Среднемесячная зарплата выросла на 19.2%», — в ходе пленарного заседания Жогорку Кенеша заявил Адылбек Касымалиев.
Армения и Беларусь также улучшили показатели, хотя в меньших масштабах. Беларусь удерживает один из самых низких уровней безработицы в регионе — 0.1%.
Казахстан единственная страна Евразийского экономического союза, где официальная безработица выросла. Причем значительно, сразу на 59.3%, с 210.1 тысячи человек в сентябре 2021-го до 334.7 тысячи в сентябре этого года.
Снижение уровня безработицы в странах ЕАЭС объясняется не только ростом занятости, но и высокой мобильностью рабочей силы внутри союза. Россия по-прежнему остается ключевым центром притяжения трудовых мигрантов, аккумулируя избыточное предложение рабочей силы из других государств объединения, в том числе из Кыргызстана.
Однако в последние годы миграционные потоки внутри ЕАЭС демонстрируют признаки сокращения — по крайней мере, со стороны Кыргызстана. Согласно данным Министерства труда республики, на начало декабря за рубежом проживало около 799 тысяч граждан Кыргызстана. Из них почти 43% (более 340 тысяч человек) находились в России. Это на 37 тысяч человек меньше, чем в первой половине 2025 года. В самом ведомстве снижение числа трудовых мигрантов в РФ называют тенденцией.
Сокращение миграции в Россию происходит на фоне перераспределения потоков в страны дальнего зарубежья. По последним оценкам, за пределами ЕАЭС находится: в США —около 60 тысяч кыргызстанцев, в Германии— 15 тысяч, в Южной Корее —12 тысяч и в других странах.
Российский рынок труда при этом не испытал серьезного давления из-за оттока мигрантов из Центральной Азии. Освободившиеся вакансии начали оперативно заполняться за счет работников из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Индии. Так, в Санкт-Петербурге к работе приступила бригада дворников из Индии численностью 17 человек. Перед трудоустройством они прошли двухмесячный курс обучения русскому языку и работе с коммунальным инвентарем.
Работодатель обеспечивает иностранных работников жильем, питанием, спецодеждой и необходимым оборудованием, а также сопровождает их пребывание в России — от оформления документов и организации перелета до проживания и выезда по окончании контракта. В отделе комплексной уборки АО «Коломяжское» отмечают, что индийские работники проявляют высокую трудовую дисциплину, что позволяет продолжить эксперимент с привлечением рабочей силы из стран дальнего зарубежья.
В перспективе подобная практика может выйти за рамки коммунального хозяйства и распространиться на другие отрасли экономики. С учетом масштабов населения Индии не исключено, что в ближайшие годы трудовым мигрантам из стран Центральной Азии придется всерьез конкурировать за рабочие места с гражданами стран дальнего зарубежья — прежде всего в низко- и среднеквалифицированных сегментах рынка труда.
Конечно, можно предположить, что кыргызстанцы благодаря знанию русского языка и пониманию специфики российского рынка труда способны претендовать на более квалифицированные рабочие места. Однако статистика указывает на иную картину. По данным Национального статистического комитета, свыше 62% безработных имеют лишь школьное образование. Аналогичная ситуация наблюдается и среди занятого населения: более 29% работающих также ограничены уровнем общего среднего образования.
При такой структуре рабочей силы говорить о массовом трудоустройстве кыргызстанцев на высококвалифицированных позициях не приходится — в большинстве случаев речь идет как раз о конкуренции в сегменте низко- и среднеквалифицированного труда.



