Опубликовано
07.08.2025, 09:05Все больше семей в Кыргызстане решают заводить меньше детей — и это уже не временное явление, а устойчивый тренд. В 2025 году младенцев родилось на 5 тысяч меньше, чем годом ранее. А если сравнивать 2024 год с 2019-м — это уже минус 33 тысячи детей.
Самое значительное снижение наблюдается в Бишкеке: рождаемость в столице упала почти вдвое за 4 года. При этом на первый взгляд — в городе больше доходов, больниц и клиник, но именно в нем рождается меньше всего детей. Почему? Ответ — в экономических реалиях.
Люди в Бишкеке позднее вступают в брак, дольше снимают жилье, больше фокусируются на карьере и образовании. И у них не хватает уверенности, что даже одного ребенка они смогут обеспечить. Многие семьи воспринимают рождение ребенка как серьезный проект: нужно заранее накопить, рассчитать расходы и морально подготовиться.
Если еще несколько лет назад, по словам главврача одного из столичных роддомов, средний возраст рождения первого ребенка у женщин составлял около 24 лет, то сегодня он — примерно от 30 лет.
«Не по одному—два ребенка, а пять—десять в семье!»
Айжамал из Бишкека рассказала, что она планировала много детей, однако поняла, что это в нынешних условиях невозможно.
«Очень хочется четверых, но боюсь. Нужно сначала вырастить, одеть и обеспечить одного малыша... Не уверена, что с сегодняшней зарплатой смогу осилить хотя бы второго с нашими ценами на жилье, продукты».
В регионах Кыргызстана ситуация заметно отличается. Ошская, Баткенская и Джалал-Абадская области сохраняют высокую рождаемость и традицию многодетных семей. Там сильнее культурные устои, меньше «городских» экономических и социальных барьеров.
В этих областях рождаемость стабильна и даже растет (например, в Ошской области родилось на 638 детей больше с 2020 по 2024 год).
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев неоднократно призывал кыргызстанок рожать больше: «не по одному—два ребенка, а пять—десять в семье». Только так, по его мнению, страна сможет развиваться и обеспечивать свою безопасность.
«Безопасность государства зависит от количества населения. Если не будет расти население, будет сложнее обеспечивать безопасность», — сказал он, выступая на одном из мероприятий, добавив, что кыргызстанцев должно стать 10 млн, причем как можно раньше.
Для того чтобы стимулировать рождаемость в стране, в Кыргызстане принята программа поддержки многодетных семей в высокогорных и труднодоступных районах. Им будут выплачивать материнский капитал от 100 тысяч до 1 млн сомов. В частности, за четвертого ребенка государство выплатит семье 100 тысяч, за пятого — уже 600 тысяч, за седьмого — 1 млн сомов и, наконец, 2 млн за десятого ребенка.
Снижение рождаемости — это общемировая реальность. В 1960-х годах средний показатель составлял около 5 детей на одну женщину, сегодня — 2—3.
Экономика, урбанизация, изменение роли женщин в обществе — все это влияет на демографию. В странах с высоким уровнем дохода дети становятся «дорогим проектом», требующим не только денег, но и времени, сил, образования. Родители все чаще выбирают меньшее количество детей, чтобы обеспечить им лучшее будущее. Кроме того, женщины чаще получают образование, строят карьеру и позже вступают в брак — это тоже снижает число рождений.
В результате богатые страны сталкиваются с демографическим спадом и старением населения. Япония, Южная Корея, Германия — яркие примеры.
Наоборот, в более бедных странах рождаемость пока остается высокой, в бедных странах, таких как Нигер или Сомали, где уровень жизни низкий, рождаемость может достигать 7 детей на одну женщину.
Человеческий капитал, считает экономист Искендер Шаршеев, один из самых важных факторов, однако качество людей не менее важно.
«Кыргызстан находится на грани демографической стабильности — пока в среднем на одну женщину приходится около 3.5 ребенка. Этого хватает для воспроизводства населения с учетом смертности. Но если тренд на снижение сохранится, в будущем страну тоже может ждать демографический спад», — говорит он, добавив, что у соседей — в Узбекистане рождаемость выше.
Чем лучше уровень жизни, тем ниже рождаемость — это закономерно. Люди начинают больше ценить личное время, комфорт, карьеру. В условиях стабильности снижается уровень стресса, а вместе с ним и биологическая потребность в воспроизводстве.
Эксперт приводит в пример эксперимент «Вселенная 25», в котором колония мышей, находясь в идеальных условиях, перестала размножаться и вымерла.
«Конечно, люди — не мыши. Но суть в том, что отсутствие вызовов и целей делает общество менее активным и мотивированным», — говорит Шаршеев.
По его мнению, финансовые меры, вроде маткапитала, могут сработать только в комплексе с другими — более глубокими — изменениями. Это и поддержка традиционных ценностей, и развитие патриотизма, и создание условий для того, чтобы женщины могли совмещать материнство с работой и самореализацией.
«Если просто платить за детей, рождаемость вырастет лишь на короткое время. Нужна среда, в которой семья — это естественный и уважаемый выбор. В которой молодежь чувствует ответственность за страну и будущее», — подытожил эксперт.