Akchabarsearch
Европейский кризис показал, что атомная энергетика — единственный стабильный щит — Омурбек Текебаев
Источник фото: иллюстративное

Опубликовано

18.11.2025, 12:03

Европейский кризис показал, что атомная энергетика — единственный стабильный щит — Омурбек Текебаев

Посол Кыргызстана в Германии Омурбек Текебаев опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором прямо заявил о необходимости строительства атомной электростанции в стране.

Текебаев отметил, что уран — единственный энергетический ресурс, избежавший западных санкций против России. Это демонстрирует его исключительный геоэнергетический статус. Даже в самые напряженный период Россия продолжает поставлять США низкообогащенный уран: 

  • 700 тонн в 2023 году ($1.19 млрд); 
  • 335 тонн в 2024 году ($624 млн).

«Тот, кто будет контролировать уран, будет контролировать энергетическое будущее XXI века», — написал дипломат.

Центральная Азия: богатый регион без атомной энергетики

В своем посте посол обращает внимание на парадокс, что регион, где сосредоточены крупнейшие мировые запасы урана — от Казахстана до Кыргызстана, — не имеет ни одной действующей АЭС.

По словам Текебаева, экспорт урана в виде сырья лишает страны:

  • технологической эволюции,
  • добавленной стоимости,
  • энергетической независимости.

Энергетический кризис как фактор выбора

Текебаев подчеркивает, что Кыргызстан уже несколько лет живет под давлением сезонных дефицитов энергии. ГЭС, на которых держится энергосистема, все менее предсказуемы, поскольку зимой выработка падает на 20—30%, а климатическая изменчивость делает планирование все сложнее.

Солнечная и ветровая энергетика, по его мнению, не способны обеспечить страну стабильной базовой мощностью в зимний период.

Посол приводит в пример европейский кризис 2022 года, когда Франция благодаря своему атомному сектору удержала тарифы и стала экспортером энергии, в то время как Германия столкнулась с давлением цен на газ.

По его словам, атомная станция для Кыргызстана — это:

  • защита от зимних энергетических кризисов;
  • стабильная долгосрочная цена на электроэнергию;
  • фундамент для новой промышленной политики — от металлургии до производства водорода;
  • подготовка нового инженерного класса.

Фокус на модульных реакторах

Наиболее реалистичным решением Текебаев называет малоразмерные модульные АЭС (SMR) мощностью 300–500 МВт, безопасный вариант для горных, сейсмически активных регионов и для небольших энергосистем.

Модульный формат, по его словам, позволяет строить станцию поэтапно, без критической нагрузки на бюджет, и компенсировать зимний спад выработки на ГЭС.

Особый интерес вызывает геополитический акцент посла, обсуждение атомной энергетики он выводит за рамки обычного энергетического дискурса.

«Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан рассматривают АЭС как возможность войти в ядерно-технологическую цивилизацию» и занять место среди государств, формирующих глобальную энергетическую архитектуру будущего», — утверждает Текебаев.


Читать похожее