Akchabarsearch
Туризм и БРИКС: почему страны «десятки» становятся популярными направлениями для отдыха и путешествий?

Опубликовано

16.12.2025, 12:47

Туризм и БРИКС: почему страны «десятки» становятся популярными направлениями для отдыха и путешествий?

Через 10 лет туристический рынок стран БРИКС может вырасти вдвое. С какими проблемами может столкнуться индустрия гостеприимства и что может помешать ее развитию — читайте в материале TV BRICS.

Иностранные туристы в 2025 году принесли Бразилии рекордный доход, Индонезия сообщила о росте туристического потока на 10% по сравнению с показателями прошлого года, Китай после отмены виз для россиян переживает бум российского туризма, в то время как Россия развивает направление деловых и бизнес поездок. Почему страны БРИКС становятся популярным направлением для путешествий и как это отразится на экономике, экологии и социальном развитии регионов?

Бразилия

Национальные парки в бассейне Амазонки, живописные каньоны и горы Санта-Катарины, самая большая в мире система водопадов Игуасу и, конечно, Рио-де-Жанейро с его оживленными городскими пляжами и знаменитым карнавалом — Бразилия становится одной из самых желанных стран для туристов.

С января по сентябрь 2025 года иностранные путешественники принесли стране рекордный доход — 32.5 млрд реалов (около 482.6 млрд рублей). Это самый высокий показатель за всю историю наблюдений, он на 11.7% больше, чем за аналогичный период 2024 года, сообщается на сайте бразильского министерства туризма.

Деньги туристы тратили на поездки по стране, проживание, еду, развлечения и покупки. И, судя по данным статистики, большая часть путешественников была иностранной. Подтверждает это и тот факт, что в 2025-м Бразилия зафиксировала и другой исторический рекорд — по числу международных туристических прибытий. За первые девять месяцев года страну посетили 7 099 237 иностранных граждан. Это на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В эксклюзивном интервью TV BRICS профессор Китайского университета Миньцзу Марк Говард Левин обращает внимание на рост популярности Бразилии среди китайских туристов.

«Мы видим значительные усилия по развитию туризма и инфраструктуры в Бразилии. Если посмотреть на число китайских туристов, то за год (с 2023 по 2024 год) их число выросло на 80%», — констатирует Марк Левин.

turizm-i-briks-pochemu-strany-desyatki-stanovyatsya-populyarnymi-napravleniyami-dlya-otdykha-i-putesh-4.jpg

Индонезия

О рекордах в сфере туризма сообщает и Индонезия. За 9 месяцев 2025 года страна приняла 11.43 млн туристов, что на 10.22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только в сентябре Индонезию посетили 1.39 млн иностранцев. Это направление стремительно набирает популярность и среди россиян. В январе-июне 2025-го Индонезия приняла 117 121 российского туриста, что на 35.4% больше, чем в эти же месяцы годом ранее.

Китай

Одним из самых востребованных направлений среди российских туристов осенью 2025 года стал Китай. После введения пробного безвизового режима для россиян эта страна по популярности приблизилась к Таиланду. Спрос путешественников из России на туры в Китай вырос на 50—100%. Востребованы оказались не только маршруты для познавательного туризма (Пекин и Шанхай), но и гастрономические туры, экотуризм, поездки на масштабные международные выставки и бизнес-мероприятия.

«Расширение безвизового режима со странами на все более длительные периоды является своего рода приглашением для туристов. При этом Китай предлагает большое разнообразие — от культурных программ, особенно в районы проживания этнических меньшинств, до зимнего туризма, «красного» туризма и так далее. Способствует развитию китайской туриндустрии рост числа новых современных аэропортов и расширение сети высокоскоростных поездов», — отметил Марк Говард Левин.

turizm-i-briks-pochemu-strany-desyatki-stanovyatsya-populyarnymi-napravleniyami-dlya-otdykha-i-putesh-6.jpg

Россия

Бизнес-туризм сейчас становится основным направлением развития сферы гостеприимства в России. Чаще всего иностранцы приезжают для участия в различных форумах и конференциях, многие из которых так или иначе связаны с деятельностью БРИКС.

География таких мероприятий постоянно расширяется: Мурманск, Сахалин, Санкт-Петербург, Москва. При этом организаторы часто включают в программы культурные и гастрономические туры, а региональные власти делают все, чтобы гостям мероприятий захотелось вернуться к ним снова — уже в частном порядке, с друзьями и семьями.

«Отмечу: именно деловой туризм, по моим оценкам, составляет больше половины туристического потока. Это следствие развития партнерства в рамках БРИКС, которое развивается в разных сферах и выходит далеко за рамки туризма», — в эксклюзивном интервью TV BRICS рассказал эксперт в области внешнеэкономической деятельности, права, IT и креативных индустрий Любарто Сартойо.

Российские отельеры также отмечают, что за последние два года состав гостей значительно изменился. Основными туристами сейчас являются гости из ОАЭ, Китая, Саудовской Аравии, Ирана, Индии. Это не случайные всплески, а устойчивая тенденция, подкрепленная изменениями в визовой политике России и ростом числа электронных виз.

turizm-i-briks-pochemu-strany-desyatki-stanovyatsya-populyarnymi-napravleniyami-dlya-otdykha-i-putesh-3.jpg

Индия

Как и многие страны БРИКС, Индия переживает рост туристического потока. В 2024 году страну посетили рекордные 9.9 млн иностранных туристов. И это результат активной работы по развитию туристической отрасли. Правительство делает ставку на участие в крупных международных туристических выставках, устанавливает связи с туроператорами, запускает рекламные кампании и работает над улучшением авиасообщения за счет прямых рейсов.

«В случае Индии международный туризм удвоился за 10 лет — с 2014 по 2024 год. Это можно объяснить большим количеством известных исторических мест и расширением политики электронных виз, выдаваемых гражданам почти 170 стран в течение 72 часов», — объяснил Марк Говард Левин.

Эфиопия

За последние 5 лет, по данным отчета Всемирной туристической организации ООН, поток иностранцев в Эфиопию вырос на 40%. Причина: правительство определило туризм приоритетом для экономического развития. Как следствие, в стране стали ремонтировать дороги, осуществлять больше авиарейсов по всему миру, превратив Аддис-Абебу в транзитный узел. А еще есть мнение, что в Эфиопии — лучшая в Африке кухня и самый вкусный кофе, родиной которого Эфиопия и является.

ЮАР

По итогам 2024 года число иностранных туристов, посетивших Южную Африку, увеличилось на 5.1% по сравнению с предыдущим годом, составив 8.92 млн человек. Об этом сообщило министерство туризма республики, передает информационное агентство «Синьхуа», партнер сети TV BRICS.

ЮАР предлагает туристам разнообразный отдых, например сафари или дайвинг с акулами. Также в стране развит пляжный отдых и виноделие.

Другие страны БРИКС

В целом, по оценкам экспертов, международный туризм в мире растет, опережая допандемийные показатели. Только в первом полугодии 2025 года почти 690 млн туристов совершили международные поездки. Это на 5%, или 33 млн человек, больше, чем год назад, сообщила Всемирная организация туризма ООН.

Неудивительно, что многие страны БРИКС делают ставку на туризм. Так, Иран в 2024 году выделил более $200 млн (16.192 млрд рублей) на развитие отрасли.

«Значительная часть этих средств была направлена ​​на расширение возможностей размещения туристов, включая увеличение количества пятизвездочных отелей», — отметил в интервью TV BRICS Марк Говард Левин.

Египет намерен стать одним из мировых лидеров отрасли к 2030 году, принимая до 30 млн туристов в год. За первую половину 2025 года в стране уже появилось 5 тысяч новых гостиничных номеров, и до конца года планируют открыть еще около 18 тысяч.

Соревноваться с Египтом готовы Арабские Эмираты. Дубай анонсировал планы увеличить въездной турпоток до 40 млн туристов к 2030 году. В этом случае вклад сектора гостеприимства в экономику страны составит порядка 400 млрд дирхамов (9.957 трлн рублей).

turizm-i-briks-pochemu-strany-desyatki-stanovyatsya-populyarnymi-napravleniyami-dlya-otdykha-i-putesh-7.jpg

Плюсы устойчивого туризма

Туризм для стран БРИКС крайне выгоден не только с точки зрения экономики. Это направление часто становится триггером для технологического роста и улучшения экологии.

«Устойчивый туризм может способствовать защите окружающей среды и более эффективному использованию ресурсов. Некоторые отели используют солнечную или ветровую энергию, поощряют использование общественного транспорта», — отметил Марк Говард Левин.

Представители ООН говорят, что целью развития мирового туризма видят вовлечение туристов в осознанное потребление.

«Все больше людей задумываются об углеродном следе, в том числе своем лично. Особо чувствительных туристов шокирует длительность перелетов или гигантские курортные комплексы с их высоким потреблением ресурсов. У кого-то даже появляется чувство вины. Это, конечно, мощный драйвер к развитию зеленого туризма», — говорит Любарто Сартойо.

ООН уже запущена глобальная инициатива по сокращению пластиковых отходов в туризме. Более 260 компаний и направлений по всему миру добились реальных результатов в отказе от одноразового пластика. А в рамках Глазгоской декларации по климатическим действиям в туризме уже свыше 900 организаций взяли на себя обязательства сократить выбросы к 2030 году и достичь углеродной нейтральности до 2050 года.

Помогает устойчивый туризм и развитию умных городов, где цифровые технологии, искусственный интеллект и большие данные работают вместе. Важная часть таких проектов — транспорт с низким углеродным следом.

«Вот простой пример. Раньше в Москве не было скоростного экспресса от аэропорта до центра, а сейчас можно быстро и комфортно доехать, спрогнозировать время в пути. По приезде в город легко пересесть на экологически чистый и вовремя приходящий электробус или, если наш турист — это молодой человек, то он может взять электросамокат. Такие технологии — огромный плюс. Они снимают стресс путешественника от незнания города», — пояснил Любарто Сартойо.

Безусловный лидер среди стран БРИКС по распространению электротранспорта — Китай (около 22 млн электромобилей, более 600 тысяч электробусов, 3.9 млн зарядных станций, 1.2 млн из которых — быстрые).

Значительно меньше зарядных станций и электротранспорта в Индии, России и Бразилии. Что касается именно электробусов, то, кроме Китая, больше всего их в Индии (8400), ЮАР (2200) и России (1882). При этом в ЮАР на одного жителя приходится 0.04 электробуса. Такие показатели внедрения аналитики называют довольно высокими.

Развивают электротранспорт и другие страны БРИКС. Так, в апреле 2025 года в Арабских Эмиратах протестировали электробус нового поколения с цифровыми камерами вместо зеркал, проекционным дисплеем на лобовом стекле и интеллектуальными системами безопасности. Работать машина будет на маршруте, соединяющем станции метро с ключевыми туристическими точками.

При этом эксперты говорят, что экологически чистый электротранспорт и велошеринг — далеко не все, чего ждут от современных городов туристы. Многие хотели бы бесплатный Wi-Fi на улицах, информативное расписание транспорта, бесконтактную оплату за проезд и прочие сервисы, которые нужны для комфортного путешествия и ощущения себя как дома. Города и территории, которые такие технологии развивают, автоматически будут становиться более привлекательными для туристов.

Туризм и культура

Также туризм в странах БРИКС может способствовать культурному обмену. 

«При всей разнице в расстояниях, уровне доходов и культурных кодах сближению народов однозначно способствовало бы облегчение визовых режимов, создание удобных цифровых сервисов и повышение информационной активности», — сказал заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов.

По мнению специалистов, туризм может стать эффективной формой народной дипломатии, тем самым помогая странам БРИКС не только укреплять экономические связи, но и формировать позитивный образ друг друга.

Туризм уже становится сферой устойчивого развития стран БРИКС. Так, страны обсуждают возможность привлечения цифровых кочевников (специалисты, работающие удаленно и путешествующие по миру), разрабатывают программы улучшения туристической инфраструктуры. На встрече министров туризма стран БРИКС в мае 2025 года утвердили Декларацию Серраду о развитии устойчивого туризма. В ней определены три ключевых направления сотрудничества:

  1. Развитие регионального туризма. Включает улучшение инфраструктуры, расширение туристических предложений, подготовку кадров.
  2. Продвижение устойчивого и регенеративного туризма. Предлагается обмен опытом, внедрение зеленых практик и поддержка местных сообществ.
  3. Привлечение цифровых кочевников. Рекомендуется упростить визовый режим, улучшить качество интернета и создать условия для удаленной работы.
turizm-i-briks-pochemu-strany-desyatki-stanovyatsya-populyarnymi-napravleniyami-dlya-otdykha-i-putesh-8.jpg

Вызовы и риски

Большие совместные проекты БРИКС в сфере туризма, судя по всему, вопрос ближайшего будущего, говорят эксперты. Однако уже сейчас понятно, что туристическая отрасль стран «десятки» — одна из самых перспективных.

«Туристическая отрасль стран БРИКС растет и будет расти. Сейчас она оценивается в $5.4 трлн (примерно 436 трлн рублей) и имеет огромный потенциал роста почти в два раза — до$8—10 трлн (647— 809 трлн рублей) — до 2035 года», — отметил Любарто Сартойо.

Причины роста очевидны. Количество людей в странах БРИКС растет. Среди них — большой процент молодых и активных, обладающих средним уровнем дохода. Именно эта категория — основа внутреннего и международного туризма. К тому же, по мнению специалистов, в странах БРИКС увеличивается доля образованного населения, а это, в свою очередь, драйвер к развитию культурного и познавательного туризма.

Впрочем, на пути развития туристической сферы страны БРИКС могут столкнуться и с рядом проблем.

Так, возникают инфраструктурные сложности, которые связаны с необходимостью развития дорог, отелей, аэропортов. Не у всех стран есть на это ресурсы.

Также чем больше стран будет выходить на потенциально прибыльный туристический рынок, тем выше будет среди них конкуренция и тем более избирательными будут туристы.

А это значит, что сфера туризма в странах БРИКС, несмотря на свою потенциальную доходность и перспективность, потребует консолидированного подхода, разработки совместных программ, подготовки персонала, апгрейда технологий и инфраструктуры городов. А стало быть, и значительных инвестиций.

Статья подготовлена Светланой Христофоровой.


Читать похожее