akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: www

    Опубликовано

    14.05.2024, 08:04

    От Кабула до Ташкента: чем опасна несогласованность в использовании воды

    Тема водных ресурсов, учитывая ее важность для всего региона, регулярно рассматривается в Центральной Азии как на государственном, так и на экспертном уровнях. Однако строительство в Афганистане канала Куштеп в Кыргызстане обсудили впервые. Хотя уже ясно, что он существенно уменьшит сток Амударьи на территории Туркменистана и Узбекистана.

    В конце апреля Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» и ОФ Green Energy провели международную конференцию по теме «Дефицит гидроресурсов в ЦА: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях».

    По словам директора Центра «Ой Ордо» — политолога Игоря Шестакова, вода играет ключевую роль в экономическом плане, однако этот фактор является также ключевым и в вопросах региональной безопасности. Учитывая трансграничный характер рек в нашем регионе, ЦЭИ «Ой Ордо» впервые в Кыргызстане поднял тему влияния афганского канала Куштеп на водопользование в ЦА.

    «Очевидно, что данный вопрос имеет несколько контекстов и должен рассматриваться в их плоскости. Например, строительство Куштепа связано с геополитическими процессами и демонстрирует присутствие в водной повестке ЦА внешних игроков, которые финансировали строительство данного водоканала, причем без учета интересов Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Начав реализацию этого проекта, они не интересовались, как он отразится на странах ЦА и какой урон нанесет их национальным интересам. Как отмечал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, с запуском канала Куштеп водный режим и баланс в Центральной Азии могут кардинально измениться, поскольку данный ирригационный объект предназначен для забора воды из Амударьи», — говорит Шестаков.

    В этой связи действия международных доноров, по его мнению, вызывают определенные вопросы.

    «Злоупотребляя своим влиянием в международных финансовых структурах, западные страны ограничивают самостоятельные действия правительств центральноазиатских государств», — считает Игорь Шестаков.

    Между тем проблема нехватки воды с каждым годом стоит для республик региона все острее. К этому ведет совокупность факторов, включая вызванную изменением климата деградацию ледников, рост населения и расширение экономической деятельности, быстро истощает водные ресурсы региона.

    Прогнозы экспертов рисуют мрачную картину: если государства Центральной Азии оперативно не скоординируют усилия по содействию рациональному и эффективному использованию гидроресурсов, в следующем десятилетии могут возникнуть серьезные межстрановые конфликты из-за водных ресурсов. К середине нынешнего столетия регион рискует превратиться в выжженную пустыню, что сделает его негостеприимным для проживания людей.

    Эти суровые предупреждения были озвучены как раз на международной конференции в Бишкеке, организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» совместно с ОФ Green Energy в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере Жогорку Кенеша. Она собрала на одной площадке ключевые заинтересованные стороны для поиска решений водного кризиса в Центральной Азии.

    Сотрудник Научно-исследовательского института водных ресурсов НАН КР — доктор географических наук Мирлан Дылдаев подчеркнул настоятельную необходимость международного сотрудничества в условиях растущего изменения климата. 

    Дылдаев отметил важность совместных усилий стран верхнего и нижнего течения для эффективного решения проблем управления водными ресурсами.

    «При этом нельзя забывать об экологической составляющей и о важности воды в природе в целом. Можно, конечно, предлагать разные проекты, но нужно учитывать, как на них будут реагировать экосистемы, особенно в условиях глобального изменения климата, повлиять на который мы не можем», — добавил он.

    Однако системный аналитик Бактыбек Саипбаев высказал более детальную точку зрения, предположив, что согласованные усилия потенциально могут замедлить темпы таяния ледников. 

    «Система ледников Центральной Евразии — пяти республик бывшей советской Средней Азии — занимает площадь около 18 тысяч квадратных километров. Свыше 8 тысяч квадратных километров ледников расположены в Кыргызстане. Еще более 9 тысяч квадратных километров находятся в Таджикистане. То есть две эти страны владеют примерно 75% водных ресурсов ЦА. За последние 50 лет площадь наших ледников сократилась примерно на 30%. В первую очередь это последствия изменения климата и глобального потепления. Однако в случае ледников ЦА немаловажную роль в их деградации сыграла и хозяйственная экологически непродуманная деятельность людей, которая привела к тому, что со второй половины 70-х годов Аральское море стало уменьшаться в размерах, что стало причиной экологической катастрофы планетарного масштаба в конце 1990-х годов», — считает Саипбаев. 

    Особую озабоченность он высказал по поводу строительства канала Куштеп в Афганистане, которое угрожает отвести значительные объемы воды из реки Амударья. Это негативно скажется на странах, расположенных ниже по течению, таких как Туркменистан и Узбекистан. Саипбаев предложил амбициозные инициативы по восстановлению лесов в горных регионах для пополнения запасов ледников, подчеркнув необходимость трансграничного сотрудничества для эффективного решения общих водных проблем.

    «На территории Афганистана правительство Талибана начало строительство огромного канала Куштеп шириной около 100 м и глубиной до 8.5 м. Стоимость проекта примерно $684 млн. Всего планируется построить более 300 км этого канала. Первый участок в 108 км закончен в мае 2023 года, на данный момент начато строительство его второй части. В результате отвода части воды по этому каналу сток Амударьи через территории Туркменистана и Узбекистана уменьшится приблизительно на 25-30%», — поделился информацией эксперт.

    По мнению директора ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназаровой, Кыргызстан, находясь у истоков воды, за 30 с лишним лет так и не смог сформулировать свои приоритеты.

    «Нужно понимать, что вода — это все же политический вопрос, поэтому мы должны требовать от власти, чтобы эти вопросы решались исходя из наших реальных национальных интересов. Возможно, в нынешней ситуации странам ЦА потребуется внешний арбитр для решения водных вопросов на региональном уровне. 

    По ее словам, сегодня на эту роль претендуют практически все крупные геополитические игроки, но, принимая решение, какую из сторон привлечь, центральноазиатским государствам нужно исходить из понимания того, какие интересы каждая из них преследует. 

    Директор Международного исследовательского центра Water Hub в Казахстане — Анатолий Рябцев поддержал призыв к региональному сотрудничеству, выступив за создание водно-энергетического консорциума. Рябцев отметил потенциал совместных инфраструктурных проектов для устойчивого использования водных и энергетических ресурсов, что открывает путь к социально-экономическому развитию и устойчивости к изменению климата.

    Конференция также пролила свет на геополитические аспекты водного кризиса в Центральной Азии. Исмаил Даиров из Регионального центра горного дела Центральной Азии предупредил о последствиях неразрешенных водных споров для безопасности, подчеркнув настоятельную необходимость согласованной национальной политики в области водных ресурсов. Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Марат Иманкулов подчеркнул, что водная безопасность является региональным императивом, призвав к коллективным действиям для решения общих проблем.


    Читать похожее