Опубликовано
06.10.2025, 17:27Еще два года назад казалось, что торговый диалог между Бишкеком и Душанбе окончательно оборвался. Вооруженный конфликт сентября 2022 года не только подорвал доверие, но и обрушил товарооборот: с $28 млн в 2021-м он рухнул до $5 млн в 2022-м, а к 2024 году скатился до $1.7 млн. Кыргызстан практически перестал поставлять продукцию, уступив торговое поле таджикским экспортерам.
Сегодня ситуация меняется. По итогам семи месяцев 2025 года объем взаимной торговли достиг $12.3 млн. Это все еще меньше доконфликтного уровня, когда показатель превышал $28 млн, но рост в 15 раз (к январю-июлю 2024 года — $812.6 тысячи) на фоне падения торговли последних лет, ясно демонстрирует, что экономические связи начинают восстанавливаться.
Главным бенефициаром возобновившейся торговли стал Кыргызстан. Если год назад объем экспорта в Таджикистан составлял лишь символические $17.4 тысячи, то за январь–июль нынешнего года он подскочил до $9 млн. И это не разовая поставка, а диверсифицированный набор товаров, формирующий сразу несколько сегментов торговли.
Ведущей статьей экспорта стали продукты питания. Только шоколада и готовых изделий с содержанием какао поставлено 343.6 тонны на сумму свыше $2 млн. Немалую долю обеспечили хлебобулочные и мучные кондитерские изделия (84.1 тонны), макаронная продукция (650.9 тонн), сахар и сухие бобовые.
Кроме того, Кыргызстан отправил соседу 23.6 тысячи тонн угля на $1.58 млн и 1.3 млн литров бензина почти на $560 тысяч. Эти позиции формируют устойчивый энергетический блок взаимной торговли.
Внешнеэкономическую корзину дополняют поставки техники и оборудования: 8 тракторов на $158.3 тысячи, шесть автомобилей на $21.5 тысячи, а также машины для переработки сельхозкультур общей стоимостью $10.6 тысячи.
Оказались в структуре экспорта стройматериалы. В Таджикистан отправлено 50.9 тысячи квадратных метров термополированного стекла на $162 тысячи, а также гипс и ангидрит (22.5 тонны).
Отдельная линия — агропродукция. Кыргызстан активно экспортирует овощи: морковь, свеклу, редис, сельдерей (745 тонн), капусту (23 тонны), а также цитрусовые (4.9 тонны).
Таким образом, республика выступает для таджикского рынка многопрофильным партнером, который поставляет от продовольствия и топлива до техники и стройматериалов.
Таджикистан за тот же период поставил в Кыргызстан товаров на $3.3 млн. Фрукты и овощи — главный символ таджикского экспорта.
Наибольшую долю составили свежие абрикосы, вишни, черешни, персики, сливы и терн. Их вывезено почти 1.7 тысячи тонн на $474.7 тысячи. За ними следуют виноград (824 тонны), лук репчатый, чеснок и лук-порей (1.2 тысячи тонны), а также огурцы и корнишоны (39.7 тонны). Из сладкой продукции кыргызстанцы активно закупали дыню (60.2 тонны), яблоки и груши (3.8 тонны) и даже имбирь, шафран и другие пряности. Минеральная вода — заметная статья экспорта. Сосед ввез к нам 550.9 тысячи литров минеральных и газированных вод. Это принесло таджикским компаниям более $233 тысяч.
Алюминиевые прутки и профили поставили в республику на $1.07 млн. Это делает алюминий одним из главных экспортных товаров Таджикистана в Кыргызстан. Кроме того, сосед ввез прочих изделий из алюминия еще на $54.7 тысячи.
Таджикские предприятия экспортировали в Кыргызстан хлопчатобумажную пряжу (61.9 тонны) и ковры (40 тысяч квадратных метров). Общая стоимость поставок по этим позициям превысила $240 тысяч.
Легковые автомобили и транспортные средства специального назначения завезли на сумму свыше $219 тысяч.
В целом, анализируя таджикский экспорт в Кыргызстан, можно сказать, что он держится на фруктах и овощах, алюминии, а также минеральной воде и текстиле.
Цифры свидетельствуют: доверие между Бишкеком и Душанбе действительно начинает возвращаться. Да, $12.3 млн товарооборота — это все еще меньше доконфликтного уровня, но уже значимое достижение после почти трехлетнего «торгового локдауна». За этим сухим числом скрывается не только экономическая динамика, но и политическая работа — долгая и непростая.
Все это время стороны шаг за шагом пытались вернуться к диалогу. Сначала — через технические комиссии: в марте 2023 года в Душанбе возобновились встречи топографических и правовых групп по делимитации и демаркации границы. Затем, с октября того же года, регулярными стали заседания делегаций во главе с Камчыбеком Ташиевым и Саймумином Ятимовым. К августу 2024 года наш МИД уже говорил о скором завершении переговоров, а к декабрю стороны сообщили о готовности перейти к финальным документам.
Настоящая развязка наступила в 2025 году. В феврале в Бишкеке Ташиев и Ятимов подписали протокол о делимитации, а также договоренности по транспорту и водным ресурсам. А уже в марте президенты Садыр Жапаров и Эмомали Рахмон поставили подписи под межгосударственным договором о границе. Одновременно было объявлено о возобновлении транспортных связей и поэтапном открытии КПП, закрытых еще в 2021–2022 годах.
Параллельно начали восстанавливаться автобусные и авиационные маршруты, появились новые торговые соглашения. И символом наступившей оттепели стал мартовский саммит, когда лидеры Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о точке стыка границ и Худжандскую декларацию. Этот шаг стал не только дипломатическим жестом, но и важной региональной опорой для будущего мира.